Г.Я.
Гольдштейн
Инновационный менеджмент
3. СТРАТЕГИЯ НИОКР
3.2. Стратегия НИОКР и стратегический
менеджмент фирмы как субъекта рынка
Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является управление инновациями
в ней прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов.
При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего
уровня менеджмента до уровня управления НИОКР (2.2 в [5]).
На практике ресурсы фирмы всегда ограничены и проекты конкурируют между собой
по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый
дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего
портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого
по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи
учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию,
рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь
в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на
уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такого процесса должна включать
постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.
Рис. 11. Процесс принятия решений относительно НИОКР
Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что
стратегия корпорации для компании в целом (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния
|
Корпоративная стратегия
|
Стратегия НИОКР
|
Ресурсы
|
Распределение между сферами управления
|
Распределение между проектами
|
Критерии определения целей
|
Экономическая обстановка на рынке
|
Положение корпорации на рынке
|
Области бизнеса
|
Продуктово-рыночная стратегия
|
Технико-продуктовая стратегия
|
Объекты планирования
|
Продуктово-рыночный ассортимент
|
Балансировка портфеля проектов
|
Временной аспект
|
Увязка долгосрочных, среднесрочных
и краткосрочных аспектов
|
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы
- Технологическая подготовка производства (ТПП)
- Методы оценки научно-технической результативности НИР
- Основные источники и каналы информации
|