Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
5. Отраслевой и конкурентный анализ
5.1. Место и содержание отраслевого
и конкурентного анализа
Цель ситуационного анализа - выявить черты внутренней и внешней среды компании,
которые наиболее выпукло влияют на ее стратегическое видение и возможности.
Внимание при этом концентрируется на получении ответов на хорошо определенный
ряд вопросов по стратегии, которые затем используются для формирования четкой
картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических
действий.
Методы стратегического ситуационного анализа компании одиночного бизнеса в
дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной
компании.
Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации
(макроокружения) компании одиночного бизнеса. Ситуационный анализ касается ближайшего
окружения фирмы (микроокружения). На рис. 8 представлена структура стратегического
анализа для компании одиночного бизнеса. Логическим выходом стратегического
анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом,
этот анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана.
Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать.
Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение
ответов на следующие вопросы:
- Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
- Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют?
- Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?
- Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
- Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
- Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?
- Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше
средней?
Рис. 8. От ситуационного анализа к стратегическому выбору
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Матрица Мак-Кинсей
- Обобщающие выводы по разделу 7
- Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
- Основные организационные уровни разработки стратегии
|