Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
5. Отраслевой и конкурентный анализ
5.5. Оценка конкурентных позиций и
возможных действий соперничающих компаний
Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли,
используются процедуры графической стратегической группировки.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам:
широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным
технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса
и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных
покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Отрасль может содержать одну
стратегическую группу с идентичными стратегическими подходами к рынку. Другим
пределом является наличие в отрасли многих стратегических групп.
Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм
к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
1. Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют
фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной
интеграции, диапазон продуктов и т. д.).
2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных
характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.
Таким образом, строится двумерная карта стратегической группировки отрасли
(рис. 10).
Рис. 10. Карта стратегических групп в сбыте пивоваренной продукции
в США
При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:
- основные переменные по осям координат не должны коррелировать между
собою;
- эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов,
- эти переменные должны носить дискретный характер;
- площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж
в отрасли;
- если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько
карт.
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное
соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие
соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным
является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних
проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений
о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший
ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она вынуждена
все время находиться в защитной позиции.
Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью табл. 5.3, где обобщение
сведений о целях и стратегии конкурентов с ее помощью и карт стратегической
группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной
конкурентной позиции.
Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать
внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке.
Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив.
Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной
подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим
действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить
себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.
Таблица 5.3
Составляющие целей и стратегий конкурентов
Область конкуренции |
Стратегические претензии |
Цели по размерам
рынка |
Конкуренция позиция/ситуация
|
Стратегическое поведение |
Конкурентная стратегия |
Локальная
Региональная
Национальная
Многонацио-нальная
Глобальная |
Быть господствую-щим лидером
Превзойти существующего лидера отрасли
Войти в лидирующую пятерку
Войти в первую десятку
Подняться на одну или две ступени в рейтинге
Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера)
Сохранить позицию
Только выживание |
Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста
Экспансия путем внутреннего роста
Экспансия путем приобретений
Сохранение существующей доли
Расширение рынка с целью получения кратковременной прибыли
|
Хватающий здоровяк, находящийся в движении
Хорошо защищающийся, способный удержать существующее
Держится в середине своры
Пытающийся усилить позицию
Отбивающийся, теряющий почву
Отступающий на защитную позицию |
В основном нападение
В основном защита
Комбинации защиты и нападения
Агрессивное, рисковое
Консерватив-ный последова-тель |
Стремление к ценовому лидерству
Фокусирование на рыночных нишах
Преследование, основанное на дифференциа-ции:
по качеству,
сервису,
технологии,
диапазону товаров,
имиджу,
другим качествам |
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегический стоимостный анализ
- Стратегия в СЗХ
- Цель анализа
- Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик
|