Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
6. Анализ ситуации компании
6.3. SWOT-анализ
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости),
Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).
Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W,
а внешняя - в О и Т. В табл. 6.1 представлены основные факторы,
которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе коммерческих фирм.
Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, т.
к. являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение
конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства
и в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена
к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных
преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:
- уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные
обстоятельства,
- создают конкурентные преимущества на рынке,
- потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
Таблица 6.1
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе
Потенциальные внутренние сильные стороны (S):
|
Потенциальные внутренние слабости(W):
|
Четко проявляемая компетентность
|
Потеря некоторых аспектов компетентности
|
Адекватные финансовые источники
|
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
|
Высокое искусство конкурентной борьбы
|
Рыночное искусство ниже среднего
|
Хорошее понимание потребителей
|
Отсутствие анализа информации о потребителях
|
Признанный рыночный лидер
|
Слабый участник рынка
|
Четко сформулированная стратегия
|
Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность
в ее реализации
|
Использование экономии на масштабах производства, ценовое
преимущество
|
Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
|
Собственная уникальная технология, лучшие производственные
мощности
|
Устарелые технология и оборудование
|
Проверенное надежное управление
|
Потеря глубины и гибкости управления
|
Надежная сеть распределения
|
Слабая сеть распределения
|
Высокое искусство НИОКР
|
Слабые позиции в НИОКР
|
Наиболее эффективная в отрасли реклама
|
Слабая политика продвижения
|
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):
|
Потенциальные внешние угрозы (Т):
|
Возможности обслуживания дополнительных групп потребителей,
ввода новых рыночных сегментов
|
Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения
|
Расширение диапазона возможных товаров
|
Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей
покупателей
|
Благодушие конкурентов
|
Ожесточение конкуренции
|
Окончание табл. 6.1
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
|
Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
|
Благоприятный сдвиг в курсах валют
|
Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
|
Большая доступность ресурсов
|
Усиление требований поставщиков
|
Ослабление ограничивающего законодательства
|
Законодательное регулирование цены
|
Ослабление нестабильности бизнеса
|
Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса
|
Следует отличать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие
и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании,
которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ
помогает ответить на следующие вопросы:
- Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные
преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ,
какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции, и/или
они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?
Какие слабости требуют корректировки исходя из стратегических соображений?
- Какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех
при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? Заметим: благоприятные
возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы
делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей,
чем у других фирм.
- Какие угрозы должны больше беспокоить менеджера, какие стратегические
действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегический стоимостный анализ
- Выбор базовой конкурентной стратегии одиночного бизнеса
- Оценка конкурентной позиции фирмы
- Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа
|