Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
6. Анализ ситуации компании
6.5. Стратегический стоимостный анализ
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция
по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной
продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников,
иначе рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников
могут вызваться разницами:
- цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.д.;
- в базовых технологиях, возрасте оборудования;
- во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных
единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных
налоговых условий, уровней организации производства и т.д.;
- в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют;
- в транспортных расходах;
- затрат в каналах распределения.
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной
позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом
такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям,
показывающей картину накопления стоимости от сырья до цены конечных потребителей.
Табл. 6.2 показывает, что имеются три главные области в цепи действия/издержки,
где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения,
передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании.
Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, то
может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.
Когда стоимостные пробелы лежат, в основном, в задней части цепи, фирма может
использовать шесть стратегических действий.
В случае если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие
воздействия:
- использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения;
- изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции;
- попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях
цепи.
Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних
областях цепи, то целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:
- ревизия внутренних статей бюджета;
- попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;
- исследовать, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических
процессов на стороне, чем самой фирмой;
- инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;
- рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых
инвестиций в производство и оборудование;
- модификация продукции с целью снижения ее стоимости;
- балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней
частях цепи.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
- Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
- Основные обобщающие выводы по разделу 4
- Основные требования к стратегическому менеджеру
|