Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
6. Анализ ситуации компании
6.4. Практический пример SWOT–анализа
Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон
в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей
и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению
к данным стратегически важных конкурентов. Классическим примером такого анализа
является составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S),
ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей
(О) и внешних угроз (Т).
В ряде работ излагается методика SWOT-анализа, основной упор в которой сделан
не на методы определения и оценку S, W, O и T, а на формулирование конкретных
стратегий и мероприятий на основе S, W и с учетом O и T. Так, предлагается после
определения S, W, O, T перейти к составлению матрицы стратегий:
SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны
для увеличения возможностей компании;
WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и
используя представленные возможности;
ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания
угроз;
WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания
угроз.
Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий. Ясен недостаток этой методики
– нет комплексности рассмотрения с оценкой вероятности возникновения конкретных
ситуаций (возможностей и угроз).
Очевидно, что важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться
оценить важность учета той или иной угрозы или возможности в стратегии фирмы.
Предлагаемая ниже методика позволяет обоснованно перейти от фиксации балльных
оценок отдельных факторов к выбору наиболее существенных по всему континиуму
частных факторов в их взаимосвязи. Она была опробована для оценки позиций вуза
(ТРТУ), что подтверждает достаточно широкий спектр организаций, которые могут
использовать SWOT-анализ.
Методику можно условно разбить на следующие шаги:
1. Подбор экспертов и формирование экспертных групп для проведения SWOT-анализа.
2. Формулирование экспертами сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей
и угроз.
3. Оценка экспертами.
4. Обработка (сведение воедино) полученных оценок.
5. Анализ полученных результатов и формулирование стратегий.
Примерная форма для опроса экспертов приведена на рис. 11. Она заполняется
экспертами по следующим правилам:
1. В рамке Ф написать свою фамилию.
2. В рамке “Стратегическая цель фирмы” записать суждение эксперта.
3. В разделе “О” заполнить столбцы перечнем благоприятных
возможностей, которые могут представиться в будущем.
4. В разделе “Т” выполнить тоже для угроз.
5. В строке Рj проставить вероятность (в пределах от
0 до 1) появления конкретных благоприятных возможностей и угроз.
6. В строке Kj проставить значение коэффициента влияния
на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз, руководствуясь
следующими правилами:
- никак не влияет на деятельность фирмы – оценка 0;
- создает коренные новые возможности или в случае реализации угрозы деятельность
организации может быть прекращена – оценка 1;
- промежуточные случаи:
- слабое влияние 0,1 – 0,3;
- среднее влияние 0,4 – 0,6;
- сильное влияние 0,7 – 0,9;
7. В столбце “S” заполнить строки сильных сторон в деятельности
фирмы.
8. В столбце Аi проставить оценку интенсивности этих факторов
в пределах (1–5), пользуясь следующими правилами:
- оценка 5 – отличительное преимущество;
- оценка 4 – 3 – интенсивность выше, чем среднеотраслевая;
- оценка 2 – 1 – интенсивность вероятно выше, чем среднеотраслевая, но
это недостоверно.
9. То же выполнить в столбце Ai для слабых сторон в деятельности
фирмы, записанных в столбце “W”, пользуясь следующими правилами:
- оценка -5 – в деятельности фирмы эта сторона практически не представлена;
- оценка -4, -3 – позиция по этому фактору слабее среднеотраслевой;
- оценка -2, -1 – интенсивность фактора возможно слабее среднеотраслевого
значения, но это недостоверно.
10. В квадрантах SO, ST, WO, WT выставить в клетках (aij)
оценки влияния соответствующих факторов S и W на
использование благоприятных возможностей или на защиту (или усугубление) от
опасности, пользуясь следующими правилами:
- оценка +5 – фактор дает полную возможность использовать благоприятные
возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз;
- оценка +4, +3 – содействие использованию благоприятных возможностей или
защите от угроз;
- оценка +2, +1 – положительное влияние на использование благоприятных
возможностей или на защиту от угроз;
- оценка 0 – нет практического влияния фактора на конкретные факторы О
и Т;
- оценка -1, -2 – отрицательное влияние на использование благоприятных
возможностей или на содействие усилению угрозы;
- оценка -3, -4 – сильное отрицательное влияние на использование благоприятных
возможностей или на четкое усиление угрозы;
- оценка -5 – невозможность использовать благоприятные возможности и предотвратить
действие угрозы.
Оценки в этих квадрантах должны выставляться без учета реальной интенсивности
фактора для фирмы (это учтено в столбце Аj), т. е. производятся экспертные
оценки влияния силы или слабости номинального идентифицированного фактора на
отмеченные благоприятные возможности или угрозы.
Оценки экспертов в клетках aij затем транспонируются в оценки
. По оценкам каждого
эксперта производится оценка уровня конкретных благоприятных возможностей для
фирмы - ; угроз по формуле
; сильных сторон
– , слабых сторон –
. Итоговая матрица
содержит суммы взвешенных оценок экспертов.
Пример такой итоговой матрицы для Таганрогского государственного радиотехнического
университета (ТРТУ) приведен на рис. 12. Что особенно важно: сильные и слабые
стороны организации автоматически определяются по всей совокупности благоприятных
возможностей и угроз. Поэтому естественным решением является построение стратегии
организации на особо сильных сторонах (отличительных преимуществах). Эта зона
на рис. 12 выделена значками “0”. Особое значение имеет готовность к использованию
наиболее эффективных благоприятных обстоятельств (зона “00”). Соответственно,
особенно опасна и подлежит устранению или защите зона “ХХ”.
Пример показывает, что для ТРТУ в 1998 г. сильными сторонами можно было считать:
– возможность подготовки по комплексным и уникальным специальностям;
– общий положительный имидж;
– компетентность профессорско-преподавательского состава.
Соответственно, особо опасны следующие слабые стороны:
– недостаточное информационное обеспечение;
– неадекватность финансовых источников;
– отсутствие искусства конкурентной борьбы.
Наибольшую угрозу представляли:
– ослабление роста рынка;
– ожесточение конкуренции.
Наиболее вероятные благоприятные возможности включали в 1998г.:
– благодушие конкурентов;
– дешевизну образования;
– расширение диапазона специальностей.
Дальнейшая деятельность ТРТУ показала, что в результате SWOT-анализа в 1998
г. были выделены важные в стратегическом отношении аспекты деятельности университета,
что позволило сформировать концепцию его развития.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Факторы, определяющие стратегию компании
- Роль контроля в реализации стратегии
- Стратегии ухода
- Обобщающие выводы по разделу 6
|