Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
8. Вертикальная интеграция и диверсификация-
части корпоративной стратегии
8.2. Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция - метод, которым компания создает (интегрирует) свои
собственные входные этапы технологической цепочки (задняя интеграция) или выходные
ее этапы (передняя интеграция) (рис. 14).
Рис.14. Стадии технологической цепочки и направления вертикальной
интеграции
Интеграция может быть полной и узкой. При полной объединяются все входы или
выходы. Примером узкой является покупка компанией лишь части входящих элементов
и производство остальных собственными силами.
Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием
усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса. Этому должны
способствовать:
- экономия в издержках;
- отход от рыночной стоимости в интегрируемых производствах;
- улучшение контроля качества;
- защита собственной технологии.
Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны. Наиболее важными
из них являются:
- излишние издержки;
- потери при быстрой смене технологий;
- потери при непредсказуемости спроса.
Вертикальная интеграция может увеличить издержки, если компания использует
собственное входное производство при наличии внешних дешевых источников снабжения.
Это может происходить и из-за отсутствия конкуренции внутри компании, что не
побуждает ее дочерние предприятия (поставщиков) снижать издержки производства.
При резком изменении технологии возникает риск привязки компании к устарелой
технологии. При постоянном спросе более высокая степень интеграции позволяет
надежно защитить и координировать производство продукции. Когда спрос нестабилен
и непредсказуем, такая координация при вертикальной интеграции затруднена. Это
может привести к росту стоимости управления. В этих условиях узкая интеграция
может оказаться менее рискованной, чем полная.
Следует отметить, что узкая интеграция позволяет снизить затраты по сравнению
с полной. Это при определенных условиях позволяет компании расширить вертикальную
интеграцию (рис. 15).
В общем, хотя узкая интеграция может снизить затраты на управление, она не
может их устранить полностью, и это представляет собой реальное ограничение
расширения пределов вертикальной интеграции исходя из рентабельности компании.
В качестве противоположной стратегии компания может использовать долговременные
контракты с поставщиками и/или потребителями. Особенно эффективны такие связи
при использовании кредитных обязательств или залоговых инвестиций на развитие
производства. Это позволяет достичь эффекта вертикальной интеграции без увеличения
затрат на управление.
Рис.15. Сравнение удельных затрат на управление при узкой (МВСт)
и
полной (МВСf) интеграции
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Выводы и возможные "ловушки" матричного анализа портфеля СЗХ
- Основания стратегии одиночного бизнеса
- Общее содержание стратегии
- Основные этапы стратегического управления
|