Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
Приложение. Основные рекомендации по изучению
бизнес-примеров
П.1. Основные цели анализа примеров бизнеса
Исследование примеров деятельности конкретных компаний направлено на приобретение
навыков ориентации в конкретной деловой практике в различных отраслях и в различных
условиях деятельности. Это особенно важно, т. к. лишь немногие студенты прямо
связаны с различными компаниями и реальными стратегическими ситуациями.
Рассмотрение примеров бизнеса дает:
- имитацию тесного контакта с различными отраслями, организациями, проблемами;
- форсирование осознания студентом его роли как менеджера;
- практику приложения техники стратегического менеджмента к конкретным
ситуациям;
- подходы к разработке практических действий по управлению компанией.
Главная цель анализа примеров бизнеса заключается не в поиске каких-то библиотечных
данных, а в натаскивании и на вживании в ситуацию и развитии управленческого
мышления в направлении: "Что нужно делать?" и "Как это делать?".
П.2. Содержание анализа примеров бизнеса
Детальный анализ примеров бизнеса должен включать:
- очерк истории развития и роста компании;
- идентификацию внутренних сильных и слабых сторон деятельности компании;
- характер внешней среды компании;
- SWOT-анализ;
- описание стратегии, применяемой компанией на уровне корпорации;
- характер стратегии на уровне отдельных СЗХ компании;
- описание структуры управления компанией и оценку ее соответствия стратегии
компании;
- рекомендации по улучшению деятельности компании.
Главные стратегические концепции, которые следует использовать для анализа
материалов примеров бизнеса, состоят в следующем (см. соответствующие главы
настоящего курса).
1. Анализ истории, развития и роста компании нужен для исследования прошлых
стратегий и структур компании, выявления ее специфических особенностей (ее основание,
первоначальные продукты, решения о рынках новых продуктов, НИОКР и выбор функциональных
отличий, методы входа в новый бизнес и основные сдвиги в политике бизнеса).
2. Идентификация сильных и слабых сторон компании проводится на основе
SWOT-анализа.
3. Анализ внешней среды включает идентификацию благоприятных возможностей
и угроз, анализ портеровских сил, действующих в отрасли, этап развития отрасли.
4. SWOT-анализ должен обобщить анализ баланса сильных и слабых сторон
деятельности компании, внешних благоприятных возможностей и угроз, дать ответы
на вопросы: является ли конкурентная позиция компании сильной во всех отношениях,
может ли она продолжить существующие стратегии на уровне СЗХ и корпорации, что
должна компания сделать для превращения слабостей в силу, а угроз в благоприятные
возможности, должны ли разрабатываться новые функциональные, корпоративные или
на уровне СЗХ стратегии или изменяться существующие.
5. Анализ стратегии на уровне корпорации должен начинаться с анализа целей
и задач компании, природы ее активов и приобретений. Надо оценить, что фирма
получает от синергизма СЗХ, каков ее текущий портфель инвестиций. Этот анализ
позволит заключить, использует ли фирма связанную или несвязанную диверсификацию
и каков ее ключевой бизнес. Далее следует оценить: могут ли изменения в стратегии
на корпоративном уровне дать компании новые возможности или преобразовать слабости
в сильные стороны. Следует проанализировать изменения стратегии компании, их
причины. Для анализа портфеля СЗХ компании следует использовать матричную технику,
оценив, какие СЗХ можно отнести к "звездам" или "собакам",
какие новые виды бизнеса компания собирается приобрести или организовать внутри
себя.
6. Анализ стратегии СЗХ базируется на анализе уровня корпорации и SWOT-анализе.
Необходимо идентифицировать стратегию СЗХ (дифференциация, низкостоимостное
лидирование, фокусирование), стратегию инвестиций в СЗХ, относительную конкурентную
позицию, этап жизненного цикла СЗХ. SWOT-анализ важен для отраслевого анализа,
модели портеровских сил, опасностей для компании из ее внешней среды.
В результате анализа должна быть получена полная картина действий компании
и ее позиции для оценки потенциала ее стратегии.
7. Анализ структуры и системы управления должен ответить на вопрос, насколько
они соответствуют стратегии компании. Следует идентифицировать структуры управления,
распределение функций и ответственности менеджеров, применяемые системы контроля.
П.3. Разработка рекомендаций по результатам анализа бизнес-примеров
Конечной стадией анализа является разработка рекомендаций и плана действий.
Ваш ряд рекомендаций должен касаться всех проблем, которые Вы идентифицировали
и проанализировали. Если рекомендации выглядят сюрпризом и не вытекают логически
из анализа, то их эффект будет резко ослаблен. Очень рисковые рекомендации должны
делаться с большой осторожностью. Установите, насколько Ваши рекомендации решат
проблемы компании, при этом учтите ее финансовые возможности и приемлемость
рекомендаций для персонала компании, ее организационные возможности, основные
рыночные и окружающие ограничения.
Во всех случаях Ваши рекомендации должны содержать детали, достаточные для
их восприятия и обсуждения. Не следует использовать бесполезные сентенции типа
"организация должна лучше планировать" или "компания должна быть
более агрессивной на рынке". Следует привести перечень действий, способствующих
достижению такого результата. Хорошим критерием является следующий: "Что
Вы, как менеджер, сделали бы, если бы Ваша рекомендация была предложена Вам
со стороны?".
Безусловно, Ваш отчет должен быть хорошо построен и написан, должны быть выделены
основные идеи, он должен быть предельно логичным, содержать все необходимые
аргументы.
П.4. Общие методические указания по анализу бизнес-примеров
1. Прочитайте материал дважды, сначала обзорно, а затем с целью выделения
логики фактов, тщательно обдумайте его содержание.
2. Составьте список проблем и противоречий, которые Вы обнаружили.
3. Для численных оценок используйте данные, приведенные в примере, и вычислите
основные показатели финансовой деятельности компании.
4. Для оценки благоприятных возможностей используйте концепции и аналитические
подходы, изученные ранее.
5. Из Вашего диагноза ситуации сделайте один - два листа выводов.
6. Подкрепите свои мнения хорошо аргументированными выводами и численными
подтверждениями; избегайте фраз типа "Я думаю", "Я чувствую".
Лучше начать утверждение со слов "Мой анализ показывает...".
7. Используйте деление на части, таблицы и диаграммы, чтобы обеспечить
четкое понимание основных моментов Вашего анализа.
8. Проранжируйте Ваши рекомендации, следите за тем, чтобы они были приемлемыми
для компании с точки зрения квалификации ее сотрудников и финансовых ресурсов.
9. Рассмотрите Ваш план выполнения рекомендаций, чтобы оценить его привязку
к выявленным проблемам и задачам компании.
10. Остерегайтесь рекомендаций любого образа действий, которые могут вызвать
гибельные последствия, если работа не пойдет, как планировалось, следовательно,
опасайтесь предельного риска в Ваших рекомендациях.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Основные обобщающие выводы по разделу 3
- Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
- Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании
- Основные этапы стратегического управления
|