Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИРМОЙ
12.2. Влияние характера изменений мирового рынка
на деятельность фирмы
В целом такое влияние можно характеризовать диаграммой
на рис.45.
Рис. 45. Основные тенденции развития
мирового рынка в ХХ веке и изменение условий деятельности фирмы
Видно, что основная тенденция развития мирового
рынка состоит в непрерывном увеличении его изменчивости и нестабильности. Недаром
в качестве некой обобщенной меры состояния рынка на диаграмме приведена шкала
нестабильности в баллах, где большее количество баллов соответствует повышению
уровня нестабильности. Эта шкала приведена здесь в связи с тем, что и сегодня
ряд предприятий и отраслей могут работать в условиях относительной стабильности
(газовая, нефтяная, лесная промышленность - индекс 2-2, 5), а другие - в обстановке
большой нестабильности (радиотехническая, автомобильная - соответствующий индекс
4-5).
Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы
работают сегодня в условиях 1930 - 1940 гг., а другие - 1990 гг. В целом временные
привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы и
Японии соответствующий сдвиг запаздывания равен примерно пяти годам.
Наиболее существенной характеристикой мирового рынка,
определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде
в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении
изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий
в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит
в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить заранее реакцию фирмы.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Комплексная оценка набора СЗХ
- Содержание процесса управления
- Математический инструментарий принятия решения
- Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
|