Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА
15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства
фирмы
Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР
при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои
групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать
результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть
информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты".
В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54).
Рис. 54. Варианты результатов возможных
оценок дохода и эффективности новой продукции
Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю
важно четко поставить следующие вопросы:
- можете ли Вы по результатам Ваших исследований указать пути к созданию коммерческих
товаров?
- за какое время можно получить практический выход?
- в какой стадии разработки находится предполагаемый товар?
Лучше всего составить совместную записку по схеме:
- поле деятельности,
- товар (услуги),
- рынок,
- ожидаемый годовой доход (на 5 лет),
- требуемый капитал,
- дополнительные комментарии.
Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления
составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.
Аргументы за лицензирование:
- хорошие рабочие отношения, избежание дублирования усилий при внедрении,
- возможное снижение себестоимости изделия,
- увеличение престижа обеих сторон,
- возможность разработчикам выйти на определенный рынок.
Аргументы против:
- производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом,
- ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.
При решении вопросов о коммерческом использование
результатов НИОКР следует учесть такие соотношения между технологией и фазой
развития рынка фирмы (рис. 55).
Рис. 55. Соотношения двух фаз развития
технологии и рынка
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Типы организационных структур управления
- Анализ и синтез организационных структур управления
- Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
- Основные тенденции развития мирового рынка
|