Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИРМОЙ
12.1. Основные тенденции развития мирового рынка
В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел
ряд этапов развития.
А. Эпоха массового производства (1900 - 1930).
Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами
массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по
приемлемым ценам, не требуя их большого разнообразия. В этих условиях основная
политика маркетинга - предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене,
а главная задача предпринимателя - усовершенствование массового производства
с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое
отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской
деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы "Дженерал моторс"
Д.М.Уилсона:" Что хорошо для "Дженерал моторс" - хорошо и для
Соединенных Штатов".
Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950).
После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом
стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший "новый курс" в экономике. Его
лозунгом являлось: "В каждом гараже - по автомобилю, в каждой кастрюле
- по курице". Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной
части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя
тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос
на основные продукты потребления был быстро удовлетворен, и фирмы были вынуждены
приспосабливаться к новой рыночной реальности - рынку покупателей.
Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать
"извне" со стороны рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый
подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства
и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970).
Наблюдается ускорение развития событий, возникают
новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос,
и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные
рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует
на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей предпринимателя становится поставка
на рынок товаров с принципиально новыми качествами, только так становится возможным
победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая
политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 1990).
Возникают нефтяные кризисы, сильное влияние на рынок
политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все
это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся
в предыдущие годы.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегия и практическая деятельность фирмы
- Предмет курса
- Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров
- Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы
|