Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям
фирмы и общества базировался на следующих положениях:
- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
- "Дело бизнеса - бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться
при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с
началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную
социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском
труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В
то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен,
фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического
влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля
деятельности фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим
направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной
платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства"
общества (рис. 62):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на
капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные
сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы,
кто и как их регулирует и контролирует.
Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма
- "генератор богатства")
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Риск при принятии решений
- Практика управления крупной зарубежной фирмой
- Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ
- Социально-психологические методы управления
|