Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой
как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны
между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя
среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители,
- поставщики,
- капиталисты,
- наемные работники,
- государство (общество),
- конкурирующие фирмы,
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма,
- общая экономическая обстановка,
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией
на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма,
сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно,
должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней
среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный
характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными
потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности
фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя
среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде
должны подчиняться определенным "правилам игры" - законодательным
правилам и ограничениям.
Рис. 4. Основные информационные и материальные
потоки во внешней и внутренней сферах фирмы
Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены
и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о
том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся
значении второго фактора.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Основные принципы и цели деятельности конкретной фирмы
- Основные принципы и цели деятельности конкретной фирмы
- Типы систем контроля
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности
|