Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
5.4. Мотивация исполнителя
Предпосылки успешной активной работы по исполнению
заключаются в возможностях исполнителей:
- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято
решение),
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для
исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм),
- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного),
- хотеть (они должны быть мотивированы).
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения,
базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы
человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой
Маслоу") - рис. 21.
Рис. 21. Пирамида Маслоу
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
- возможностями выполнить работу,
- определить его рамки действий,
- четко сформулировать цели и задачи,
- создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства,
необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления,
основанный на сопричастности исполнителей).
Мотивационное управление концентрируется:
- на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой,
формировании его мотивов),
- чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его
значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
- приведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
- усилении мотивов;
- оценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
- удовлетворении потребностей;
- обеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
- к увеличению оборота и прибыли;
- улучшению качества изделий;
- более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
- повышенному притоку сотрудников;
- повышению их работоспособности;
- большей сплоченности и солидарности;
- уменьшению текучести кадров;
- улучшению репутации фирмы.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех
- Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
- Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
- Место планирования и прогнозирования в менеджменте
|