Г.Я.
Гольдштейн
Глобальный стратегический инновационный менеджмент
2. Теория системного подхода к инновациям
2.3. Инновации и теория фирмы
В соответствии с теорией фирмы Е. Пенроуз /11/ компетентность менеджмента
и человеческие ресурсы контролируют пределы роста фирмы. В этом случае рост
компетенции менеджмента становится стратегической целью и справедливо утверждение:
“Единственным устойчивым источником конкретного преимущества является способность
к “обучению” /12/.
Выявление дисбаланса в том, что фирма может делать и что ей требуется – лучший
путь стимулирования обучения и расширения компетенции персонала фирмы. В частности
это становится особенно важным при комбинировании внутренних созидающих знаний
с внешними. Это важно и для управления рисками, и для минимизации трансакционных
издержек.
Полезно в этой связи определить три базовые функции фирмы в трех категориях:
1) размещение накопленных ресурсов (статика);
2) эксплуатация используемых ресурсов при входе в новые сферы деятельности (динамика
первого рода);
3) ускорение обучения и создание новых компетентностей (динамика второго рода).
Эти три функции являются центральными моментами трех различных теорий фирмы,
а именно классической, на базе ресурсов и на базе обучения. Но реальная фирма
осуществляет все три функции, но в долгосрочной перспективе успех и рост фирмы
зависит от ее способности создавать новые компетенции. Эти три функции могут
иметь различный вес в различных частях экономики. Там, где скорость изменений
растет драматически, третья функция становится центральной концепцией менеджмента.
Следовательно, и NBS и NSI – подходы будут выигрывать от применения теории фирмы, которая
основана на обучении /7/.
Заключая рассмотрение системного подхода к инновациям, как основополагающему
фактору в конкуренции, целесообразно отметить системную вязь основных характеристик
такого подхода (рис. 2).
Рис.2. Современный системный подход к роли инноваций в конкуренции
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
- Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм
- Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
- Анализ практики патентования крупнейших глобальных фирм
|