Г.Я.
Гольдштейн
Глобальный стратегический инновационный менеджмент
4. Анализ инновационной практики глобальных фирм
4.4. Стратегические аспекты патентной активности
Решения относительно патентной активности компаний в связи со стратегией фирм
на рынке были всегда одними из основных для бизнес-менеджеров. Особенно важным
это становится в условиях глобальной конкуренции /30/. Некоторые SBU отказываются
от лицензирования продукции своих исследований ввиду потенциального снижения
прибыли и/или снижения барьеров имитации. Однако сегодня компании используют
более гибкую тактику лицензирования. Последнее особенно важно, когда:
– есть нужда в особо ценных данных для организации производства и продаж
продукции;
– барьеры имитации низки;
– имеется много способных конкурентов.
Решения по лицензированию зависят от характера технологии (стабильная она и
изменяющаяся), а также стадии жизненного цикла товара /29/. Угроза устаревания
продукции реальна даже перед выводом товара на рынок. Можно полагать, что фирмы
в нестабильном технологическом окружении будут более активы в лицензировании
продуктов/процессов. В работе /30/ исследуются две гипотезы:
Н1. SBU, следующие стратегии дифференциации, будут приобретать лицензии
менее часто, независимо от характера технологии (степени ее стабильности) и
стадии жизненного цикла (рост и зрелость);
Н2. SBU в изменчивом технологическом окружении будут лицензироваться более
часто, независимо от стадии жизненного цикла товара, конкурентной стратегии
(фокусирования или дифференциации).
База данных для исследования включала 3336 SBU на национальных и мультинациональных
рынках. Данные относятся к 1992–95 годам, что очень важно, учитывая данные табл.
4.5.
Основные результаты исследования сводятся к следующему. Общий уровень лицензионной
активности SBU в изменчивой технологической обстановке выше, чем в стабильной.
Очевидно, фирмы стремятся капитализировать свои патенты и иметь прибыль на технологических
ноу-хау, пока они имеют ценность. SBU, находящихся в стадии роста, обнаруживают
при лицензионных решениях большую зависимость от используемой конкурентной стратегии.
В стабильной технологической обстановке SBU, следующие стратегии высокого дифференцирования
и фокусирования, более склонны к лицензионной активности, чем SBU со стратегиями
низкого дифференцирования и фокусирования. В стадии зрелости тип конкурентной
стратегии имеет существенное влияние на лицензионные решения.
Еще раз подчеркнем, что работа /30/ основывалась на данных сравнительно небольшой
и устойчивой патентной активности фирм в 1992–95 гг. Резкое увеличение
патентной активности после 1997 г. свидетельствует о переоценке роли знаний
как основы получения конкурентного преимущества на рынке. В условиях увеличивающейся
нестабильности мирового рынка, как следует из изложенного выше, особую ценность
приобретают не знания, вложенные в уже разработанную продукцию, а знания, на
основе которых в будущем может быть создана стратегически значимая продукция.
Таким образом, современный менеджмент знаний, являясь краеугольным камнем стратегии
фирмы и получения ею конкурентных преимуществ путем инноваций, естественным
образом объединяет стратегический менеджмент и менеджмент инноваций а единый
комплекс знаний и действий – стратегический инновационный менеджмент. Стратегическая
роль патентования состоит, следовательно, в защите будущих инноваций фирмы,
как основы лидирования на рынке (рис. 15) /32/.
Рис. 15. Стратегический инновационный менеджмент фирмы на основе
менеджмента знаний
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Схема стратегии знания
- Схема стратегии знания
- Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
- Истоки стратегического инновационного менеджмента
|