Г.Я.
Гольдштейн
Глобальный стратегический инновационный менеджмент
1. Инновации в эпоху глобализации
1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента
Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:
· как средство обеспечения стратегического преимущества
компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;
· как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные
научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться
как основа нововведений в других отраслях.
Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического
конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной
работе Портера /1/ прямо указывается: "Каждая успешная компания применяет
свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний
оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ
посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле,
используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как
компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может
удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно
обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций".
В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса, как основного
вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских
бюро, консалтинговых фирм, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов
и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное
завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителей. В числе основных
причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР,
отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических,
инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении
НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность
со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического
планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения
НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во
многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического
подхода к стратегическому управлению НИОКР.
Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности
и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых
информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции,
но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения
которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать
ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной
конкуренции.
Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе
и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые
будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций.
Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем:
– инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной
конкуренции;
– наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных
задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации
и управления человеческими ресурсами;
– происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического
и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки
теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента;
– глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов. Глобализация
и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила
новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации
управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое
целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной
стратегиями нет пропасти.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Теория системного подхода к инновациям
- Характеристики знания как орудия в конкуренции
- Характеристики знания как орудия в конкуренции
- Проблемы внедрения знания в действия фирм
|