И.В. Успенский
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ
Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
Глава 9. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью
в Интернете
9.4. Интернет-брэндинг
Одной из важных задач маркетинга является создание не сиюминутного, а долгосрочного
потребительского предпочтения к данной фирменной или товарной марке среди существующих
на рынке. Процесс создания долгосрочного покупательского предпочтения рассматривается
как деятельность по представлению покупателю достоинств товара или услуги, ознакомлению
его с особенностями продукта по сравнению с предлагаемыми аналогами, формированию
в сознании потребителя стойких ассоциаций, впечатлений, связанных с этим товаром,
его маркой. Эти ассоциации, как образное соединение отдельных впечатлений в
общую, яркую и устойчивую картину взаимоувязанного представления потребителя
о товаре, его марке, называют брэндом (от англ. brand — клеймо; марка;
производить впечатление). Брэнд представляется как образ марки данного товара
(услуги), выделенной покупателем среди конкурирующих изделий.
Среди основных характеристик традиционного брэнда можно назвать следующие:
· основное содержание брэнда;
· функциональные и эмоциональные ассоциации, которые выражаются покупателями
и потенциальными клиентами;
· словесная часть марки или словесный товарный знак;
· визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя;
· уровень известности марки у покупателя — сила брэнда;
· обобщенная совокупность признаков брэнда, которая характеризует его
индивидуальность;
· стоимостные оценки;
· степень распространенности брэнда.
Брэндинг осуществляется с помощью определенных приемов и методов, которые позволяют
довести разработанный брэнд до покупателя и не только сформировать в его сознании
имидж марки товара, но и оказать ему помощь в восприятии функциональных и эмоциональных
элементов товара. В этом контексте брэндинг помогает клиенту ускорить выбор
товара и принять решение о его покупке.
Появление и развитие Интернета привело к созданию отдельной составляющей брэндинга –
интернет-брэндингу. Это связано с тем, что особенности виртуальной среды требуют
использования отличных от традиционных методов развития брэндов и, кроме того,
в Интернете его значение становится еще большим, чем в традиционном мире.
Так, без сильного и легко узнаваемого брэнда шансы на то, что пользователь
Интернета целенаправленно зайдет на сайт компании, ничтожно мал, и еще меньше
вероятность того, что, побывав на нем один раз, он когда-нибудь посетит его
вновь. Поэтому добиться успеха в Интернете без сильного брэнда практически невозможно.
Кроме этого, брэнд в Интернете значительно увеличивает эффективность взаимодействия
за счет повышения кредита доверия, так как данный фактор в его среде еще более
важен, чем в реальном мире. Преимущественно виртуальный характер взаимодействия
не позволяет быстро определить, насколько серьезная компания стоит за тем либо
иным сайтом, например, сайтом интернет-магазина. И помочь в таком случае может
только наличие безупречной репутации и широко известного брэнда.
Отличительными особенностями Интернет-брэндов являются:
· критерии оценки брэндов, отличные от традиционных — в традиционном
окружении популярность торговой марки во многом зависит от ее уникальных характеристик
и качеств. Это может быть, например, высокое качество товара, высокий уровень
обслуживания клиентов или сервисной поддержки и т. д. В мире Интернета
традиционная система оценки качества товаров и услуг уходит на второй план.
На первое место выходят критерии, связанные со спецификой коммуникаций в Интернете:
объем предоставляемой информации, удобство и простота в работе, возможность
использования индивидуальных настроек, удобная система навигации, безопасность
и конфиденциальность и др.;
· активность Интернет-брэндов — в обычном мире процесс формирования
брэнда происходит, как правило, посредством непрерывного потока информации о
продукте, компании. Одним из основных инструментов его создания, в большинстве
случаев, являются средства массовой информации, а это значит, что из-за отсутствия
интерактивной связи брэнды пассивны. В противоположность им брэнд в Интернете
может непосредственно взаимодействовать с потребителями, реагировать на их нужды,
выстраивать диалог и т. д., то есть существует возможность мгновенного
взаимодействия с ним. Пользователь может тотчас пойти и проверить, насколько
то, что ему обещают, соответствует действительности. Если впечатление будет
негативным, то следующее воздействие может только усилить раздражение и неприязнь
к рекламируемому предмету;
· содержание, а не форма — в обычном мире сила и успех торговой марки
во многом определяются ее визуальными характеристиками — привлекательностью
и запоминаемостью образов и персонажей. В Интернете внешний вид играет второстепенную
роль, лишь помогая пользователю воспринимать информацию, а главным остается
содержание;
· большая динамичность интернет-брэндов связана с быстротечностью времени
в Сети. Если компании «Кока-Кола» пришлось идти более нескольких десятков лет
по пути, который в итоге позволил ей стать лидером рынка и одним из самых популярных
и известных продуктовых брэндов, то каталогу Yahoo! потребовалось на это всего
5 лет, причем его известность сегодня простирается далеко за пределы Сети.
Для проектов, осуществляемых в Интернете, позиционирующихся на более узких секторах
или новых нишах, существует возможность добиться широкой известности и признания
за считанные месяцы, так как изменения в нем могут происходить буквально мгновенно,
что практически невозможно в традиционном окружении.
Названные особенности интернет-брэндов показывают, что на их формирование влияет
большое число факторов. Среди этих факторов основными являются следующие:
· реализация сайта (внешний вид, функциональность), его соответствие ожиданиям,
сформированным при рекламном воздействии;
· эффектность и полнота представления информации о фирме и ее продукции
на сайте;
· качество обслуживания, куда может входить скорость обработки заказов,
если предлагается покупка продукта через Интернет, скорость реакции на обращения
и т. д.;
· надежность работы системы, обеспечивающей функционирование сайта и предоставляемых
услуг и т. д.;
· уникальность, как самого решения, осуществленного в Интернете, так и
предлагаемых видов сервиса, например, сравнение характеристик продуктов, получаемых
преимуществ и т. д.;
· реальная польза, извлекаемая пользователями.
Процесс построения и развития брэнда в Сети можно разделить на две фазы. На
первой происходит формирование осведомленности аудитории о нем. На этом этапе
основными задачами являются узнавание пользователями брэнда, понимание, к какой
категории он относится, и что из себя представляет. На второй фазе в круг задач
входит укрепление позиций брэнда, усиление лояльности пользователей и более
тесное взаимодействие с ними.
Исходя из названной схемы, основными методами формирования и продвижения брэнда
в Интернете являются имидж-реклама в Интернете, спонсорство, организация связей
с общественностью в Сети и построение партнерских отношений.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Навигация пользователей в Интернете
- Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Инфраструктура Интернет-маркетинга: вопросы для обсуждения
- Методы обеспечения безопасности в сети Интернет
|