С.В. Киселева
Маркетинг в банке Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. Минск 2003
9. Ценовая политика банка
Под ценовой политикой банка
понимается система представлений, концептуальных положений о принципах,
составляющих основу ценообразования, и способах маневрирования ценами для
достижения генеральных целей банка и решения соответствующих маркетинговых
задач (например, овладение заданной долей рынка, получение расчетной прибыли и
др.). Объектами ценовой политики являются процентные ставки, тарифы,
минимальные размеры вкладов, комиссионные вознаграждения за услуги.
Процесс формирования цены складывается из
ряда этапов:
-
определение целей
ценообразования. Основными
целями могут быть: максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке
(относительно банков-конкурентов, в уровне качества предлагаемых услуг);
удержание позиций на рынке;
-
оценка спроса на
банковские услуги. Динамика
спроса изучается с точки зрения влияния таких факторов, как цена, интенсивность
рекламных мероприятий, способы доставки банковских продуктов, насыщение рынка
банковскими продуктами, сезон, день недели, время суток;
-
оценка затрат банка
на оказание банковской услуги;
-
анализ цен
конкурентов. Цены на
банковские продукты находятся в прямой зависимости от их качества, поэтому для
анализа продукции конкурентов банки используют экспертные оценки показателей
качества. Сопоставляя уровень качества банковских продуктов и цены конкурентов
с аналогичными показателями своего банка, можно сделать выводы о направлении
ценовой политики;
-
выбор метода
ценообразования. На
практике доминируют три основных направления ценовой политики: ориентация на
издержки; ориентация на спрос; ориентация на стратегию конкурентов.
Конкурентный выбор цены зависит от ряда
факторов: территориального расположения филиалов банка; имиджа банка; влияния
акционеров банка, клиентов правительства; ценовой дискриминации, которая может
выступать в виде дискриминаций клиентов, места, времени, формы продуктов.
При установлении окончательной цены
учитываются также и некоторые психологические факторы.
Контрольные
вопросы
1. Раскройте экономическую сущность цены.
2. Какое место занимают цена и ценообразование в маркетинге?
3. Дайте понятие ценовой политики. Чем отличаются понятия
"ценообразование" и "ценовая политика"?
4. Из каких этапов складывается процесс ценообразования?
5. Какие внутренние и внешние факторы оказывают решающее воздействие
на ценовую политику?
6. Какие цели
преследует ценовая политика банка?
Задание. Прямые
затраты на обработку чека для банка представлены в табл. 9.1. В месяц
обрабатывается 100 чеков. Определите себестоимость обработки чека (затратный
метод).
|