Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.

Организация стратегического контроля

11.3. Уровни управления и системы контроля

Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля.

А. Функциональный уровень

На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией. Горизонтальная дифференциация подходит меньше, т. к. речь идет о реализации одной функции управления, обеспечивающей жесткий контроль. В то же время используются бюрократический контроль и контроль по выходам для снижения издержек. Очень важна стандартизация для контроля входов, выходов, человеческих ресурсов. Правила и бюджеты должны контролировать производство и персонал. На производстве в целом основная задача контроля на функциональном уровне - снижение издержек.

В сфере НИОКР компания прежде всего заинтересована в создании технологических отличительных преимуществ и разработке новых продуктов. Контроль в этой сфере довольно труден, т. к. трудно отслеживать, чем заняты люди. Обычно он осуществляется в форме самоконтроля или со стороны малых групп сотрудников по совместной работе.

В области маркетинга, как и в сфере НИОКР, характерно применение плоских структур управления, где затруднено отслеживание деятельности сотрудников. Тем не менее, здесь используются контроль по выходу и бюрократический.

Типы контроля в зависимости от функций отражены в табл. 11.2.

Таблица 11.2

Типы структур управления и контроля для основных функций

деятельности фирмы

Функция

Тип структуры

Главный тип контроля

Производство

Управление материалами 

НИОКР 

Маркетинг 

Учет / финансы 

Персонал

Узкая, централизованная

Плоская, централизованная

Плоская, децентрализованная

Плоская, децентрализованная 

Узкая, децентрализованная

Плоская, централизованная

Контроль по выходу

(например, издержек)

Контроль по выходу

(например, инвентаризация, закупки) 

Со стороны коллектива

(например, нормы, результаты, культура) 

Контроль по выходу 

(например, продаж)

Бюрократический

(например, бюджеты) 

Бюрократический

(например, стандартизация)

Б. Уровень СЗХ (отраслевого бизнеса)

Выбор системы контроля зависит от используемой стратегии (табл. 11.3) и стадии жизненного цикла отрасли (табл. 11.4).

Простые структуры управления с малой дифференциацией при ценовом лидерстве приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности фирмы.

При дифференциации задачей контрольной системы является также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива. В компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со стороны коллектива.

Таблица 11.3

Использование систем контроля при различных стратегиях

Стратегия

Ценовое лидерство

Дифференциация

Фокусирование

Целесообразная система управления

Контроль по выходу

Бюрократический контроль

Контроль со стороны коллектива

Линейно-функциональная, продуктовая, дивизиональная

Большое использование (например, контроль издержек)

Некоторые использования (например, бюджеты, стандартизация) 

Малое использование (например, по качеству или циклам)

Продуктовая, дивизиональная, матричная 

Некоторые исполь-зования (например, контроль качества)

 

Большое использование (например, правила, бюджеты) 

Большое использование (например, нормы и культура)

Линейно-функциональная

Некоторые использования (например, по издержкам и качеству)

Некоторые использования

(например, бюджеты)

Большое использование (например, нормы и культура) 

Таблица 11.4

Стадии жизненного цикла СЗХ и типы контроля

Тип

контроля

Стадия

По выходу

Бюрократический

Со стороны коллектива

Зарождения

Мало используется

Мало используется

Большое использование

Рост

Мало используется

Мало используется

Мало используется

Замедление роста

От некоторого до большого использования

(в зависимости от стратегии)

Зрелость

От некоторого до большого использования

(в зависимости от стратегии)

Спад

Большое

использование

Большое

использование

Некоторое использование

На стадии зарождения с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.

На стадии роста с развитием структур управления компания нуждается в развитии низкоценовой компетенции или в поиске будущих преимуществ дифференциации, и контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).

На стадии замедления роста ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контролю со стороны коллектива.

В стадии зрелости продукты должны быть стандартизированы, расширяться их диапазон. Для ценового лидера основная цель контроля - снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Особое значение, соответственно, приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.

В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. Существенно, что такая система должна быть дешевой.

В. Система контроля на уровне корпорации

Структуры управления и контроля зависят от выбранной стратегии, степени синергизма СЗХ (табл. 11.5).

Таблица 11.5

Корпоративная стратегия и типы контроля

Тип

контроля

Стратегия

Рыночный

Бюрократический

Со стороны

коллектива

Несвязанная диверсификация

Большое

использование

Некоторое

использование

Малое использование

Вертикальная интеграция

Большое

использование

Большое

использование

Некоторое

использование

Связанная диверсификация

Малое

использование

Большое

использование

Большое

использование

При несвязанной диверсификации связи между СЗХ минимальны, а на уровне корпорации необходимо наблюдать за следованием общей стратегии компании, в связи с чем используются методы рыночного контроля.

При вертикальной интеграции возникает необходимость координации действий СЗХ со стороны главного офиса, что требует централизованного контроля и дополнительно к рыночному используются методы бюрократического контроля.

При связанной диверсификации используется синергизм СЗХ, что требует значительной централизации управления и контроля, поэтому возрастает роль бюрократического контроля и контроля со стороны коллектива.

 

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Обобщающие выводы по разделу 7
- Определение оптимальной стратегии диверсифицированной фирмы
- Система мониторинга реализации фирмой своей стратегии
- Стратегия входа на рынок




Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление