Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
Организация стратегического контроля
11.4. Система мониторинга реализации
фирмой своей стратегии
Согласно исследованиям Р. Каплана и Д. Нортона, в большинстве случаев, когда
реализация стратегий не принесла ожидаемых результатов, причиной неудач было
не качество самих стратегий, а их плохая реализация (примерно в 70% неудач).
В настоящее время способность мобилизовать нематериальные активы имеет решающее
значение по сравнению с инвестициями и управлением реальными активами. Она дает
возможность:
- развивать отношения с клиентами, сохраняя их лояльность и имеющуюся
базу потребления, привлекать новых клиентов и новые сегменты рынка;
- внедрять новые продукты, нужные целевому сегменту;
- повышать качество, снижать цены и оперативно выполнять заказы клиентов;
- внедрять новые информационные технологии.
Практическим инструментом мониторинга результатов стратегии является система
сбалансированных показателей (ССП). Она трансформирует миссию компании в конкретные
задачи и показатели, причем не только финансовые (рис. 22).
Рис. 22. Сбалансированная система показателей эффективности
предоставляет схему для перевода общей стратегии компании и термины
операционного процесса
План действия менеджмента при этом:
- четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных
стратегических задач;
- установить соответствие между стратегическими целями и показателями их
достижения;
- планировать достижения целей и стратегические инициативы;
- расширять стратегическую обратную связь и информированность сотрудников
(рис. 23).
Рис. 23. Сбалансированная система показателей эффективности -
стратегическая схема действий
Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными
целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, между жесткими
объективными критериями и более мягкими субъективными показателями.
Финансовые показатели в ССП оценивают экономические последствия действий компании:
прибыльность, доходность занятого капитала, добавленную стоимость.
Клиентская составляющая включает удовлетворение потребностей клиентов, сохранение
и увеличение потребительской базы, объем и долю целевого сегмента рынка.
Составляющая внутренних бизнес-процессов в ССП рассматривает, как правило,
абсолютно новые процессы, инновации как часть внутренних бизнес-процессов (рис.
24).
Рис. 24. Причинно-следственные связи четырех проекций ССП
Общие показатели, характерные для большинства компаний:
Составляющая проекция
|
Показатели
|
Финансовая
|
Рентабельность инвестиций
Добавленная стоимость
|
Клиентская
|
Удовлетворение потребностей клиентов
Сохранение клиентской базы и доли рынка
|
Внутренние бизнес-процессы
|
Качество
Сроки исполнения
Себестоимость
Разработка новых продуктов
|
Обучение и развитие персонала
|
Удовлетворенность персонала
Наличие информационных систем
|
Очевидно, что показатели ССП для фирмы должны определять ее топ-менеджмент
исходя из своего понимания стратегии и миссии фирмы, видения ее будущего.
Итак, менеджеры традиционно использовали ряд показателей для оценки того, как
хорошо работает их организация, которые содержали в основном финансовые результаты:
оценку бизнес-отношений, производительность, затраты на единицу продукции, рост
и прибыльность. Полезные сами по себе они обеспечивают только узко направленную
оценку работы организации за прошедший период и играют слабую роль в
оценке будущего организации.
В начале 1980-х гг. быстро меняющаяся обстановка бизнеса толкала менеджеров
к широкому взгляду и учету других факторов по модели 7S фирмы Мак-Кинзи,
обеспечивая более полную оценку "здоровья корпорации" в сегодняшней
оперативной обстановке и в более продолжительном периоде. Этот подход сфокусирован
в сбалансированной системе показателей (ССП), разработанной Капланом и Нортоном
в начале 1990-х гг. и обеспечивающей сбалансированную оценку деятельности организации.
ССП определяется как стратегический менеджмент и система измерений, которые
связывают стратегические цели с понятийными индикаторами. Ключом успеха такой
системы должен быть унифицированный интегрированный ряд показателей, измеряющих
ключевые активности и процессы в оперативном окружении организаций. Он учитывает
не только традиционные («hard») финансовые показатели, но и три дополнительные
категории («soft») измерителей оперативной деятельности. Это:
- потребительские перспективы (как организация учитывает нужды своих потребителей);
- внутренние перспективы (в которых организация должна достичь отличительных
преимуществ);
- инновационные перспективы и перспективы обучения (области, в которых
организация должна совершенствоваться, добавляя новые продукты или сервис, или
совершенствуя оперативную деятельность).
Показатели по этим категориям обеспечивает ССП, которая отражает более точно
работу организации и помогает менеджерам сфокусироваться на миссии организации,
а не только на финансовых результатах в краткосрочной перспективе, а также помогает
мотивации штаба в достижении стратегических целей.
Список действий при внедрении ССП. Тип, размеры и структура организации будут
определять детали процесса внедрения.
Главные стадии включают:
1. Подготовка.
Так как ССП неразрывно связана со стратегией, то первое требование - четко
определить свою стратегию и то, что известно по ключевым результатам. Прежде,
чем планировать, важно понять стратегию фирмы, ключевые цели, три или четыре
ключевых фактора успеха (КФУ), которые определяют достижение каждой главной
цели.
2. Решение - что измерять.
Менеджеры должны идентифицировать главные стратегические цели организации.
В качестве ориентира должны быть установлены 15-20 ключевых показателей, связанных
с частными целями. Менее значимые показатели могут не использоваться из-за снижения
возможностей балансировки. Основанный на четырех главных перспективах, по Каплану
и Нортону, список целей и показателей может включать что-то из нижеприведенного.
Финансовая перспектива:
- цели (рост прибыльности, объемов, увеличение возвратов);
- показатели (поток наличности, снижение издержек, добавленная стоимость,
прибыль, выручка, возврат инвестиций в капитал, имущество, продажа, рост доходов,
рабочий капитал, обращение).
Потребительские требования:
- цели (новые сегменты рынка, удержание старых, удовлетворенность потребителей);
- показатели (размер рынка, сервис клиентов, удовлетворенность клиентов,
число новых / удержанных / потерянных клиентов, прибыль
потребителей, число жалоб, время обслуживания).
Внутреннее совершенствование:
- цели (улучшение ключевых компетентностей и технологий, совершенствование
организации производственного процесса, лучший моральный климат сотрудников);
- показатели (эффективные улучшения, длительность цикла разработки/внедрения,
снижение издержек на единицу продукции, снижение ущерба, улучшение снабжения,
удовлетворенность и моральный климат сотрудников, аудит внутренних стандартов,
число жалоб сотрудников, продажи сотрудникам).
Инновации и обучение:
- цели (новые продукты, непрерывное их совершенствование, обучение сотрудников);
- показатели (число новых продуктов и процент их продаж, число сотрудников,
прошедших обучение, число часов обучения на одного сотрудника, число внедренных
стратегически важных искусств, согласование целей с ССП).
Каждая организация должна определить свои собственные стратегические цели и
измеримые показатели.
3. Окончание плана внедрения.
Могут потребоваться дальнейшие дискуссии, интервью и проработки для уточнения
деталей и согласования стратегии, целей и действий по оценке КФУ. Другие важные
результаты должны быть согласованы до внедрения, включая установление частных
целей или допусков, или других критериев по каждому показателю. Важно определить,
как, где и когда они должны быть записаны.
4. Внедрение системы.
Должен быть разработан план внедрения и полный проект доведен до сведения штаба,
что не должно выглядеть сюрпризом для кого-нибудь. Поэтому штаб должен быть
информирован о начале проекта и прогрессе в этом деле. Он должен почувствовать,
что вводится в дело очень важный проект и все члены штаба играют в этом деле
важную роль - достижение целей корпорации. Члены штаба, соответственно, не должны
чувствовать угрозу от введения показателей. Система должна быть записана, и
результаты мониторинга показателей - доводиться до сведения всех исполнителей
в возможно короткие сроки. Данные должны заноситься автоматически (хотя некоторые
из них следует предварительно обрабатывать).
5. Публикация результатов.
Результаты по всем показателям накапливаются на регулярной основе: ежедневно,
еженедельно, помесячно, по кварталам или по мере поступления. Необходимо решить,
доводятся ли все данные только старшему менеджменту, дивизиональным руководителям
и департаментам, или всему штабу. Должен быть определен метод публикации результатов
- на совещаниях, в прессе, через интернет или другим способом.
6. Использование результатов.
Любая форма оценки бизнеса не конечна, а является руководством к оперативной
деятельности, указывая на область, где требуются дополнительные усилия. Поэтому
последующие действия менеджмента очень важны сами по себе и составляют существенную
часть процесса оценки.
7. Пересмотр или ревизия системы.
После окончания первого цикла должно быть предусмотрено оценивание полученной
информации и определение необходимости модификации в любой части процесса.
Что надо и чего не надо делать при внедрении ССП
Надо:
- ясно определять цели организации;
- выбирать показатели, которые содержат ключевые факторы успеха для каждой цели;
- выбирать управляемое число показателей;
- выделять ресурсы на штабные функции в ССП.
Не надо:
- осуществлять сплошную оценку организации;
- менять процессы оценивания в зависимости от способностей персонала выполнять
конкретные дела;
- внедрять «чужие» системы в Вашу организацию.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегия в СЗХ
- Матрица БКГ
- Рост и развитие корпорации
- Стратегический стоимостный анализ
|