Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
7. Стратегия одиночного бизнеса
7.3. Выбор стратегии инвестиций
Инвестиционная стратегия относится к сумме ресурсов человеческих и финансовых,
которые должны дать конкурентные преимущества. Базовые стратегии обеспечивают
конкурентные преимущества, однако их надо развивать и поддерживать. Дифференциация
с этой точки зрения наиболее сложна, т. к. компания вкладывает ресурсы во многие
функции (НИОКР, маркетинг) для развития отличительных преимуществ. Принимая
решения по стратегии инвестиций, компании должны учитывать их отдачу при данной
конкурентной стратегии. Два фактора являются критичными в выборе стратегии инвестиций:
- конкурентная позиция компании в отрасли;
- стадия жизненного цикла отрасли.
Конкурентное положение компании в отрасли определяется прежде всего долей рынка,
контролируемой фирмой, и наличием у нее отличительных преимуществ (подробнее
см. в разделе 6).
Каждая стадия жизненного цикла отрасли предъявляет различные требования к инвестициям.
Табл. 7.2 обобщает соотношения между стадией жизненного цикла, конкурентной
позицией и инвестиционной стратегией для одиночного бизнеса.
На стадии зарождения требуются большие инвестиции, поскольку компания создает
свои конкурентные преимущества, вкладывая средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если
компания вложила средства в создание конкурентных преимуществ, то займет сильную
конкурентную позицию. Компании со слабой конкурентной позицией на всех стадиях
жизненного цикла могут выбрать уход для прекращения своих потерь.
В стадии роста естественна стратегия роста компаний с расширением рынка. Компаниям
требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно
компании стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в
новые. Следовательно, компании должны вкладывать ресурсы в маркетинг, кроме
того, окончательно выбрать свою базовую стратегию (например, слабые компании
- фокусирование).
Таблица 7.2
Выбор инвестиционной стратегии в одиночном бизнесе
|
|
Сильная конкурентная позиция
|
Слабая конкурентная позиция
|
|
Зарождение
|
Создание рынка
|
Создание рынка
|
|
Рост
|
Рост
|
Концентрация
рынка
|
Стадии
жизненного
цикла
|
Замедление роста
|
Рост рынка
|
Концентрация рынка
или
"сбор урожая"/ликвидация
|
|
Зрелость
|
Поддержка или сбор прибыли
|
"Сбор урожая" или
ликвидация / раздевание
|
|
Спад
|
Концентрация рынка,
"сбор урожая",
понижение активности
|
Полный поворот, ликвидация, раздевание
|
При замедлении роста рынка конкуренция растет и компаниям с сильной конкурентной
позицией нужны ресурсы на расширение рынка за счет слабых компаний. Характер
инвестиций зависит от стратегии фирм. Например, для ценового лидера при угрозе
ценовой войны важны вложения в управление стоимостью, а при дифференциации необходимо
усилить продуктовый диапазон и сети распределения.
На стадии зрелости компании в условиях усиливающейся конкуренции стремятся
защитить свои позиции. Поэтому инвестиции вкладываются в поддержку стратегии.
На этой стадии компании желают возвратить свои прошлые инвестиции. Пока новые
прибыли реинвестировались в дело, дивиденды были малы, а теперь компании могут
избрать стратегию максимальных прибылей акционеров.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Матрица БКГ
- Обобщающие выводы по разделу 7
- Приложение. Основные рекомендации по изучению бизнес-примеров
- Функциональные и оперативная стратегии
|