Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
9. Анализ и управление портфелем диверсифицированной
компании
9.1. Матрица БКГ
Матрица БКГ подробно рассмотрена в курсе "Основы менеджмента". Главной
целью ее использования является помощь менеджеру в определении требований к
потокам финансовых ресурсов между СЗХ в портфеле фирмы. Подход БКГ включает
три главных шага:
- разделение сферы деятельности фирмы на СЗХ и оценка долгосрочных перспектив
последних;
- сравнение СЗХ между собой с помощью матрицы;
- разработка стратегических целей по отношению к каждой СЗХ.
Основные рекомендации БКГ:
1. Избыток средств от "дойных коров" должен использоваться для
развития выбранных "диких кошек" и выращивания развивающихся "звезд".
Долговременные цели состоят в укреплении позиции "звезд" и превращении
привлекательных "диких кошек" в "звезды", что сделает портфель
компании более притягательным.
2. "Дикие кошки" с более слабыми или неясными долговременными
перспективами должны "раздеваться" так, чтобы уменьшить спрос на финансовые
ресурсы в компании.
3. Компания должна выходить из отрасли, когда СЗХ, находящиеся там, относятся
к "собакам" - при помощи "сбора урожая" "раздевания"
или ликвидации.
4. Если компания испытывает недостаток в "дойных коровах", "звездах"
или "диких кошках", то должны быть предприняты уступки и "раздевание"
для сбалансирования портфеля. Портфель должен содержать "звезды" и
"диких кошек" в количествах, достаточных для обеспечения здорового
роста компании, и "дойных коров" - для обеспечения инвестициями "звезд"
и "диких кошек".
Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях
к потоку финансовых средств для различных типов СЗХ и указания на использование
этих потоков для оптимизации портфеля корпорации. Однако матрица БКГ имеет ряд
существенных недостатков. Это упрощенная модель в двух измерениях, которая не
учитывает ряд важных факторов. Бизнес, занимающий малую часть рынка, может быть
очень прибыльным и занимать сильную конкурентную позицию. Точно так же рост
рынка - не единственный фактор, определяющий привлекательность СЗХ.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Функциональные и оперативная стратегии
- Вертикальная интеграцияO
- Определение оптимальной стратегии диверсифицированной фирмы
- Основные обобщающие выводы по разделам 1, 2
|