Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003.
8. Вертикальная интеграция и диверсификация-
части корпоративной стратегии
8.3. Диверсификация
Имеются два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная
представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими
областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении
или технологии).
Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных
связей с существующими сферами бизнеса.
Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые
ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ
в первоначальных сферах бизнеса. Диверсификация может осуществляться следующими
путями:
- через внутренний рынок капиталов;
- реструктурированием;
- передачей специфических искусств между СЗХ;
- разделением функций или ресурсов.
Диверсификация с помощью внутреннего рынка капиталов выполняет те же функции,
что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет
следующие роли:
- выполняет функций стратегического планирования, состоящие в определении
портфеля СЗХ корпорации;
- определяет финансовые цели и отслеживает деятельность СЗХ;
- размещает корпоративные капиталы среди конкурирующих СЗХ.
В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся
только под финансовым контролем главного офиса.
Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего
рынка капиталов. Разница состоит в степени вмешательства главного офиса в действия
СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми
в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою
деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ
и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы.
В том случае, когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности,
новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например,
в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи
таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании.
Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного
сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых
СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности
компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств
продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений
по сравнению с автономным решением этого вопроса.
При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость
управления такой компанией. Затраты определяются числом СЗХ и необходимостью
координации между ними. Так, затраты на управление больше в компании из 12 СЗХ,
которые обладают определенным синергизмом, чем в компании из 10 СЗХ, которые
не обладают этим качеством. Это иллюстрировано рис. 16. Удельные затраты
на управление диверсифицированной компании при высокой потребности в координации
(МВСН) сравниваются с таковыми для компании с низкой потребностью в координации
(МВСL). Предположим, что компания с высокой потребностью в координации стремится
усилить свое положение путем синергизма СЗХ, а компания с малыми потребностями
в координации следует стратегии внутреннего рынка капитала или реструктурирования.
Как видно, на каждом уровне диверсификации соответствующие значения прямых МВСH
больше значений МВСL. Если мы примем, что обе компании имеют одинаковые кривые
удельных затрат на управление МVA, компания с низкой нуждой в координации имеет
рентабельность управления больше, чем компания с высокой нуждой в координации.
Рис. 16. Зависимость удельных затрат на координацию степени диверсификации
Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ. Следовательно,
расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность
этому компании со связанной диверсификацией несут затраты, растущие и с числом
СЗХ, и со степенью необходимой координации между ними. Эти повышенные издержки
могут уничтожить более высокие прибыли при связанной диверсификации (табл. 8.1).
Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификациями зависит
от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат
на управление.
Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации, когда ключевые
искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых и коммерческих
ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин, необходимых
при распределении ресурсов или передачи искусств. По той же логике компании
должны концентрироваться на несвязанной диверсификации, если искусства базовой
СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление
не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего рынка.
Таблица 8.1
Сравнения связанной и несвязанной диверсификации
Стратегия диверсификации
|
Пути реализации
|
Источники затрат
на управление
|
Связанная
|
Внутренний рынок капитала
Реконструирование
Передача искусств
Распределение ресурсов
|
Число СЗХ Координация между СЗХ
|
Несвязанная
|
Внутренний рынок капитала
Реконструирование
|
|
Стратегией, противоположной диверсификации, может быть создание стратегического
альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей,
связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР).
Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Разработка (корректировка) корпоративной стратегии на основе анализа портфеля СЗХ
- Функциональные и оперативная стратегии
- Вертикальная интеграцияO
- Оценка применяемой стратегии
|