Т.Ю.Анопченко
Компьютерные технологии менеджмента Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
Тема 2. Автоматизация учрежденческой деятельности
В
настоящее время с развитием информационных технологий появились методы и
средства, которые обеспечивают интегрированные решения по автоматизации офиса.
Они позволяют автоматизировать ручные операции, поиск документов, автоматически
передавать и отслеживать перемещения документов и контролировать выполнение
поручений, связанных с документами.
Рассмотрим
основные методы автоматизации учрежденческой деятельности.
Современная
организация представляет собой совокупность подразделений, филиалов, отделов,
офисов, обменивающихся между собой информацией и выполняющих отдельные части
общей работы. При этом нужно отметить, что те документы, которые перемещаются
между подразделениями, имеют самую различную форму: это письма, заключения,
которые фиксируют решения, принятые должностным лицом; это договоры всякого
рода, контракты, соглашения, дополнительные соглашения, распорядительные и
отчетные документы, счета на оплату, запросы на оказание услуг, заказы на
покупки и т.д. Общим для этих документов является то, что у них нет жесткой,
например, табличной электронной формы, и поэтому все они называются
неструктурированной информацией. Именно
обработке такой информации, в основном, и посвящаются проблемы
автоматизации офиса.
Основными
фазами жизни неструктурированной информации в офисе являются: ввод информации в
систему и запись ее в электронный архив, хранение, навигация, поиск и
фильтрация документов; коллективная работа с документами; и, наконец, вывод
информации в систему.
Рассмотрим
эти фазы поочередно. Итак, первая.
Ввод
информации в систему. Одним из самых распространенных способов
ввода информации в систему на современном этапе является чтение бумажных
документов с помощью сканера и запись этих текстов в графическом виде для
создания электронной копии документов в памяти компьютера. Выполняют такую
работу так называемые системы распознавания текстов при необходимости после
сканирования и ввода документа в систему, его графический образ переводится в
текст, а затем следует исправление ошибок распознавания.
Наряду
с текстом легко распознается и воспроизводится таблица, а образы графических
частей текста воспроизводятся без преобразования, можно выполнить только масштабирование
(уменьшение или увеличение) этих графических объектов. Для организации
потокового ввода документов в электронный архив используют специальные
программы распознавания.
При
массовом ручном вводе однотипных документов используются электронные формы,
которые обеспечивают структуризацию документа путем выделения частей текста и
добавления полей, которые называются обычно атрибутами. Это позволяет упростить
заполнение документов и выполнить необходимые вычисления, если это
действительно нужно.
Информация
может поступать в офис и путем импорта уже готовых файлов с магнитных носителей
или по телекоммуникационным линиям связи: факсом, сообщением электронной почты
и т.д.
Следующая
фаза: хранение и поиск информации. Важное значение для
организации эффективного управления неструктурированными документами имеют
методы хранения информации и навигации (перемещение внутри архива), поиска и
фильтрации (отбора нужных документов).
Самый
простой способ хранения документов - это файловые системы, которые поддерживаются
операционными системами компьютеров. При
этом система каталогов служит средством группирования и навигации в хранилище
документов.
В
современных операционных системах Windows’95, 98, 2000 есть возможность задания длинных имен,
каталогов и файлов в качестве названия папок и документов для удобства
пользователя, а также имеются соответствующие средства поиска файлов по некоторым
их параметрам, таким, как: время создания, длина и т.д.
Другим
способом систем хранения документов является электронная почта, когда документы
хранятся в почтовых ящиках в виде сообщений с присоединенными к ним файлами с
указанием на файлы, которые являются дополнением к этому сообщению. Навигация в
хранилище упрощается с помощью вложенных папок личного и коллективного пользования. Однако и в файловых системах и в системах
почтовых ящиков поиск и фильтрация ограничены лишь отбором и сортировкой
документов по наименованию или по атрибутам, а также по тексту такого
сообщения.
Специфический
метод хранения реализован в пакете Lotus Notes в виде так называемой базы
документов.
База
документов может хранить как однотипную, так и разнотипную информацию в виде
одного файла. Документы позволяют выполнить внутреннюю структуризацию на основе библиотечных формуляров путем выделения и добавления
некоторых полей, характеристик документа. А навигацию в базе документов
упрощает наличие страниц баз документов и категории документов. Почтовые
сообщения также хранятся в виде базы документов, а файлы произвольного вида
допускается присоединить к текстовым документам.
Основная
проблема, которая встает на следующем шаге перед пользователем - это быстрое получение необходимой информации,
то есть операция поиска. Проблема поиска информации вообще является одной из
наиболее сложных, особенно в больших наборах документов.
Рассмотрим
самые распространенные способы поиска с
точки зрения возможности их автоматизированной подготовки. Редко случается,
когда документы приходят в несколько заранее неустановленных и неизвестных форматах
и появляется возможность создать тогда средства поиска документов по их
атрибутам. В общем случае автоматически удается отслеживать лишь минимальный
набор атрибутов, как время поступления
документа, источник, размер этого документа, возможно наименование и автор.
Системы
автоматизированной сортировки документов пока еще редко встречаются и довольно
дороги, поэтому самый простой выход из такой ситуации - это нанять экспертов по
конкретной тематике для сортировки документов по рубрикам.
Контекстный
поиск - это единственный полностью автоматизированный вид поиска, но на больших
объемах информации получение пользователем нужной информации сопряжено со
значительными трудностями.
Итак,
современные системы автоматизации документооборота предлагают в основном
следующие четыре вида поиска:
· поиск по атрибутам (наименование
документа, автор или другой источник, номер дела, библиографический или иной
индекс и т.п.):
· гипертекстовые ссылки (технология
Интернет);
· тематические рубрикаторы
(классификация, принятая в библиотечном деле);
· контекстный поиск (поиск по ключевым
словам, по фразам или их фрагментам).
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Использование сетей Internet в решении задач менеджмента.
- Классификация информационных технологий в работе фирмы и понятие “электронного офиса”.
- Экономико-математические методы и модели в работе менеджера.
- Использование сетей Internet в решении задач менеджмента.
|