Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)
СЗХ (strategic business unit - SBU) - группировка
зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов,
общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов,относительно
близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования,
общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения
понятий СЗХ в бизнесе является фирма "Дженерал электрик", которая
сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.
Управленческое значение концепции СЗХ состоит в
том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать
организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность
подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных
отраслях.
СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент
рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход. Иерархия
выделения СЗХ представлена на рис. 48.
Рис. 48. Рекомендуемый порядок выделения
СЗХ
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Мотивация исполнителя
- Основное содержание конкретных функций управления фирмой
- Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
- Роль ответственности в процессе управления
|