Г.Я.
Гольдштейн Основы менеджмента
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
17.5. Модель нормативной структуры системы и ее
использование при анализе и синтезе системы управления
После установления предпочтительной
структуры управления фирмой стоит задача "наполнения" этой иерархической
структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления.
Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться
структурный модуль. Основные требования к нему:
- выполнение определенной цели,
- совместимость с другими составными частями,
- возможность использования в разных сочетаниях.
Моделирование взаимодействия структурных
модулей предусматривает три среза:
- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный),
- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима),
- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая
структурная решетка размерностью , каждый узел которой
- совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования
системы (не все они реально обязательно существуют).
В зависимости от вида деятельности
решения и управление в процессе их реализации связаны с:
- реконструкцией функции (инновационная деятельность),
- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
Соответственно инновационная деятельность
может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная
деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность
только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях
и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и
один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных
сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков
(табл. 17.7):
У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности
фирмы;
У2 - реализация тиража продукции (услуг);
У3 - синтез образцов изделий, услуг;
У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z - общее руководство фирмой.
На основе структурных модулей
можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности
фирм. В общем случае такой контур представлен на рис. 57.

Рис. 57. Контур принятия
решения
Таблица 17.7
Перечень структурных
модулей, входящих в модель нормативной структуры системы
Тип
структурного модуля
|
Тип
результата, обеспечиваемый данным модулем
|
Характер
принимаемых решений
|
Направление
деятельности
|
Область
ответственности
|
Подразделения
управления завода, реализующие модуль
|
У1
|
Промежуточный
|
Выбор
режима
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры
к условиям данной хозяйственной системы
|
Уровень использования хозяйственного
потенциала данной хозяйственной системы
|
Главный экономист
|
У11
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры
к элементам входа данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений
по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной
системы
|
ПЭО
|
У12
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений инфраструктуры
к элементам выхода данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений
по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы
|
ПЭО, Финансовый отдел
|
У13
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры
к элементам процессора данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений
по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы
|
ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ
|
У14
|
-"-
|
Защита
режима
|
Компенсация возможных изменений внешних
и внутренних условий
|
Соответствие установленного размера
тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу
|
ПДО, Отдел маркетинга
|
У15
|
-"-
|
-"-
|
Компенсация возможных изменений внешних
и внутренних условий
|
Соответствие реализуемого размера тиража
изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу
|
ПДО, Отдел маркетинга
|
У2
|
Замыкающий
|
-"-
|
Реализация тиража изделий (продуктов,
услуг)
|
Размер тиража изделий (продуктов, услуг)
|
Отдел маркетинга
|
У21
|
Замыкающий
|
Защита
режима
|
Ограничение разнообразия образцов изделий
(продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной
технологии)
|
Мера унификации образцов изделий (продуктов,
услуг) в тираже
|
КТОС, Отдел маркетинга
|
У22
|
-"-
|
-"-
|
Установление условий поставки образцов
изделий (продуктов, услуг)
|
Мера согласования хозяйственных интересов
поставщиков и потребителей
|
ОГК, Отдел маркетинга
|
У23
|
-"-
|
-"-
|
Создание условий эксплуатации данного
образца изделий (продукта, услуги) у потребителя
|
Соответствие условий эксплуатации данного
образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский
надзор)
|
ОГК, Служба надежности
|
У3
|
Промежуточный
Замыкающий
|
Реконструкция
функции
|
Синтез образцов изделий (продуктов,
услуг)
|
Соответствие образцов изделий (продуктов,
услуг) структуре предъявляемых потребностей
|
НИИ, КБ ОГК
|
У31
|
Промежуточный
|
-"-
|
Изменение элементов оснащения данной
хозяйственной системы
|
Мера приращения хозяйственного потенциала
данной системы
|
ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ
|
У32
|
-"-
|
-"-
|
Изменение элементов катализатора данной
хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации)
|
Мера приращивания хозяйственного потенциала
данной системы
|
Отдел подготовки кадров, отдел кадров
|
У33
|
-"-
|
-"-
|
Изменение элементов входа данной хозяйственной
системы
|
Мера приращения свойств образцов изделий
(продуктов, услуг)
|
ОГТ, ОГК
|
У34
|
Замыкающий
|
-"-
|
Изменение свойств образцов изделий
(продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших
потребностей
|
Соответствие потребительских свойств
образца изделий (продукта, услуги ) предъявляемым требованиям
|
ОГК, Отдел маркетинга
|
У4
|
Исходный
|
Защита
режима
|
Обеспечение условий реализации процесса
преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий
тираж изделия
|
Мера обеспеченности процесса преобразования
образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
|
ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации
|
У41
|
-"-
|
-"-
|
Создание резервов ресурсов для обеспечения
процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий
тираж изделия
|
Уровень запасов ресурсов
|
ОМТС, Отдел кооперации
|
У42
|
-"-
|
-"-
|
Регулирование ресурсов во времени
|
Время пополнения (возобновления) запаса
|
ОМТС, Отдел кооперации
|
У43
|
-"-
|
-"-
|
Обеспечение процессов преобразования
образцов изделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий
(продуктов, услуг) элементами оснащения
|
Изменение технических характеристик
элементов оснащения во времени
|
ОГТ, ОКС
|
Z1
|
Промежуточный
|
Выбор
режима
|
Компенсация возможных возмущений по
элементам входа и процессора
|
Соответствие достигнутых результатов
деятельности установленным ограничениям
|
Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия
|
Z2
|
-"-
|
Защита
режима
|
Создание условий деятельности руководства
в хозяйственной системе
|
Качество обслуживания руководства
|
АСУП, Канцелярия
|
Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов
в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом
блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить
группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области
ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур
принятия решения может быть видоизменен и детализован.
Следующая задача модульного проектирования
- установление области ответственности каждого структурного модуля и характера
принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений
направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения,
можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности
фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений
(табл. 17.8).
Таким образом, в блоке У1
выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12,
У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений
на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий
для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения
плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
В блоке У2 - три типа
структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки
и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
Таблица 17.8
Соответствие структурных
блоков и характера решений
Структурный блок
|
Тип деятельности
|
Характер принимаемых
решений
|
Фаза принятия
решения
|
Выбор и координация
|
Выполнение
плана
|
У1
|
Инфраструктурный
|
Выбор режима
|
У11, У12,
У13
|
У14, У15
|
У2
|
Эксплуатационный
|
Защита режима
|
У21, У22,
У23
|
-
|
У3
|
Инновационный
|
Реконструкция функции
|
У31, У32,
У33
|
У34
|
У4
|
Эксплуатационный
|
Защита режима
|
У41, У42,
У43
|
-
|
Z
|
Инфраструктурный
|
Выбор режима
|
Z1
|
Z2
|
В блоке У3 выделено
две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование
изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34)
- изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4 выделены
три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули
У41, У42, У43 отвечают за распределение входных
потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые
для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно
выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно,
в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей,
для каждого из которых теоретически можно установить основные направления
деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована
для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление
модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими
функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы
в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно
нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры
- основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются
новые подразделения в структуре.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Стратегическая гибкость фирмы
- Стратегия и практическая деятельность фирмы
- Типы организационных структур управления
- Предмет курса
|