Маркетинг
3.3. Неэкспериментальные методы
При изучении рынка маркетологи используют в основном неэкспериментальные
методы. Опросы сравнительно дороги и применяются тогда, когда без них не обойтись.
О зависимости спроса от цены можно судить по объемам продаж, в том числе близких
аналогов, а также по наблюдениям за поведением покупателей в магазинах. Сегментацию
рынка зачастую можно осуществить из априорных соображений, как это выше сделано
в разделе "Жизненный путь семьи". Большую пользу приносит анализ позиций
и динамики на рынке аналогов.
Большое значение имеет прогнозирование рынка (см. главу "Функции
менеджмента"). Анализ разнообразной информации, в том числе рекламной,
дает возможность выявить тенденции рынка. К сожалению, ситуация на рынке может
измениться быстро и неожиданно. Примером является очередной этап экономического
кризиса в России 17 августа 1998 г., характерными чертами которого (с точки
зрения маркетинга) явились рост курса доллара США в несколько раз, паралич банковской
системы и близкое к панике поведение потребителей.
Однако есть область, в которой прогнозы достаточно надежны.
Это демографическая ситуация. Можно достаточно надежно предсказать численность
возрастных групп. Так, резкое снижение рождаемости в России в 90-е годы приведет
к уменьшению числа школьников, а потому уменьшится спрос на учебники и иные
предметы школьного обихода. Для начальной школы это будет заметно уже в ближайшие
годы - в 1999 г. понадобится заметно меньше букварей, чем в 1997 г. К концу
2000-х годов малая численность молодежи приведет к спаду в сфере молодежных
товаров. С другой стороны, заметно возросшая смертность в России в 90-е годы
привела к расширению рынка ритуальных услуг - от дешевых (для большинства) до
весьма дорогих (в частности, для бизнесменов - жертв киллеров).
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Метод средних арифметических рангов
- Команда - основа успеха
- Основные понятия теории принятия решений
- Технико-экономические обоснования и бизнес-планы
|