Г.Я.
Гольдштейн
Глобальный стратегический инновационный менеджмент
3. Знание как стратегический ресурс фирмы
3.1. Характеристики знания как орудия в конкуренции
Обладание доступом к важнейшему ресурсу – возможный путь создания конкурентного
преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы
замены этого ресурса.
Компании, которые обладают суперзнаниями способны координировать использование
своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми путями, обеспечивая
большую выгоду для потребителей, чем конкуренты /11, 13, 14/. Так имея интеллектуальные
сверхресурсы, ограничения, можно понять как их использовать совместно со своими
традиционными ресурсами. Следовательно, знания могут составлять наиболее важный
ресурс, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и применять
их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества. Что в менеджменте
знаний делают преимущество устойчивым? Знания, особенно полученные в результате
специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации.
Однако, в отличии от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со
знаниями в «готовой для использования» форме. Для того, чтобы получить аналогичные
знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом и они ограничены в возможностях
ускорить свое обучение даже при больших инвестициях.
Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше
фирма знает, тем больше она может узнать /13/. Устойчивость в конкурентном преимуществе
может приходить к фирме, знающей что-то, что обеспечивает возможность синергизма
знаний, недоступную конкурентам. Новые знания интегрируются с существующими
в организации для разработки уникального видения и создания новых более значимых
знаний. Организации, следовательно, должны осуществлять мониторинг тех областей
обучения и экспериментирования, где потенциальный конкурент может увеличит свои
знания. Следовательно, существенность знания как основы конкурентного преимущества
идет от знания, большего, чем у конкурентов, при наличии временных ограничений
для конкурентов в достижении такого же уровня знаний. В отличии от физических
ресурсов знания увеличивают свой экономический потенциал возврата при использовании,
т.е. возникает самовоспроизводящийся цикл /15/. Если организация может идентифицировать
те области деятельности, где ее знания делают ей преимущество в конкуренции,
и если эти уникальные знания способны обеспечить прибыль, то может возникнуть
мощное и существенное конкурентное преимущество фирмы в выделенных областях.
Организации должны стремиться использовать свои возможности обучения для создания
или укрепления своих конкурентных позиций, что обеспечит им преимущество в будущей
конкурентной борьбе. Систематический мониторинг, категоризация и бенчмаркинг
знаний не только обеспечит доступность знаний для организации, но и текущее
использование карты знаний для оценки приоритетов и организации обучения. Такой
рычаг позволит соединить усилия по обучению в «критическую массу» в частных
стратегически важных областях знания.
Когда преимущество в знаниях может быть устойчивым, создание защищенной конкурентной
позиции дает долговременный эффект и действия в конкуренции на основе этой позиции
требуют соответствующего прогнозирования и планирования.
Долговременное лидерство в конкуренции может основываться на создании стратегических
альянсов и других форм объединения (например, венчурных), потенциально ускоряющих
приобретение знания. Это также объясняет то, почему угроза технической нестабильности
часто приходит извне отрасли или с ее периферии. Стратегический шанс для фирмы
в нестабильной отрасли состоит в разработке достаточного знания для обеспечения
сдвига к новым технологиям и рынкам.
Все это подчеркивает важность бенчмаркинга и оценки сильных сторон, слабостей,
благоприятных возможностей и угроз при текущем состоянии платформы знаний фирмы,
а также того, на сколько это платформа обеспечивает (или ограничивает) первичную
благоприятную возможность для фирмы в конкурентной борьбе. С другой стороны,
такая оценка должна сбалансировать долговременные цели фирмы с развитием платформы
ее знаний.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Теория системного подхода к инновациям
- Стратегические аспекты патентной активности
- Почему надо изучать национальные системы и национальные стили инноваций
- Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
|