И.В. Успенский
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ
Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
Глава 9. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью
в Интернете
9.2. Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта (продаж), как форма продвижения товара или услуг представляет
собой маркетинговую деятельность по сохранению и увеличению роста продаж. Оно
применяется для поддержки, информирования и мотивации всех участников процесса
сбыта в целях создания непрерывного потока реализации товара. Кроме того, данная
форма продвижения товара охватывает и функцию координации его рекламы и продажи,
а также все мероприятия, которые проводит производитель для оказания дополнительного
воздействия на посредника и его сотрудников, на работников службы внешних связей
и на потребителя.
Стимулирование продаж является тактическим, кратковременным по природе видом
продвижения товара. Поэтому его применение оправдано в тех случаях, когда требуется
относительно быстро получить эффект от воздействия на посредника или потребителя.
Однако с его помощью не всегда обеспечиваются устойчивый спрос на товары или
контингент новых покупателей для последующего постоянного взаимодействия.
Широкому распространению методов стимулирования сбыта в Интернете способствует
ряд факторов:
· Интернет является достаточно новым каналом сбыта продукции, и многие
потребители осторожно относятся к приобретениям через него. Как следствие, для
увеличения объема продаж через Сеть, фирмам приходится прибегать к различным
методам, повышающим мотивацию потребителей и, тем самым, активизирующим продажи;
· растет конкуренция и увеличивается число торговых марок, представляемых
через Интернет, кроме того, многие марки товаров обладают одинаковыми потребительскими
характеристиками;
· информационная насыщенность Интернета приводит к более высокой осведомленности
потребителей о ценах и характеристиках товаров;
· снижается действенность рекламы, в особенности баннерной. Как следствие,
компании пытаются найти новые пути повышения эффективности сбыта и охотнее воспринимают
поощрение в качестве одного их эффективных инструментов сбыта;
· в поисках новых средств стимулирования сбыта все большее число конкурирующих
фирм переходит к использованию различных методов поощрения потребителей.
Виды мероприятий стимулирования продаж
В целом выделяют три группы мероприятий для воздействия на процесс реализации
товара:
1. содействие производителю;
2. содействие посреднику;
3. содействие потребителю.
Мероприятия по содействию производителю преследуют цель увеличения объема сбыта
путем стимулирования собственных внутренних и внешних служб фирмы, поощрения
наиболее активных и производительных сотрудников, мотивирования труда руководителей
этих служб.
Мероприятия по содействию торговым посредникам помогают решить такие задачи,
как поощрение роста объема продаж, стимулирование максимизации объема партий
товара при формировании заказов и оформлении договоров на поставку, поощрение
обмена передовым опытом в реализации товара, снижение колебаний во времени при
поступлении заказов от посредников и т. д.
Мероприятия по содействию потребителю нацелены на ознакомление его с новым
товаром или услугой, убеждение сделать покупку, увеличение количества товаров,
покупаемого одним посетителем или заказчиком, поощрение непрерывности покупок
и т. д. Основными методами в этом случае выступают премии, бесплатные
образцы продукции или их демонстрационные версии, скидки, лотереи и т. д.
Основные решения в сфере стимулирования сбыта
Решив прибегнуть к стимулированию сбыта, прежде всего, необходимо определить
цели, выбрать необходимые средства стимулирования, разработать соответствующую
программу, апробировать ее, претворить в жизнь, обеспечить контроль над ее исполнением
и, наконец, оценить эффективность проведенных мероприятий.
Рассмотрим основные средства стимулирования сбыта в Интернете (табл. 9.2).
Таблица 9.2. Основные средства стимулирования сбыта
Средства
|
Описание
|
Примеры
|
Пробные образцы, демонстрационные версии и т. д.
|
Предложение бесплатного товара или услуги. Один из самых эффективных
методов. Наиболее удобен при предоставлении образцов, демонстрационных
версий и других цифровых продуктов или услуг непосредственно по сети Интернет.
Важной особенностью при этом является минимальный объем затрат на подобные
мероприятия.
|
Компания ABBYY (www.abbyy.com) предлагает всем желающим бесплатно скачать
со своего сайта демонстрационную версию разработанного ей продукта FineReader —
программы распознавания текстов
|
Купоны
|
Сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке
конкретного товара, которые могут также распространяться через Интернет
с сайта компании. Характеризуются процентом погашения, который может составлять
от нескольких процентов до десятков процентов. Купоны эффективны при стимулировании
продаж известных марок и для привлечения интереса к новым торговым маркам.
|
Магазин дубленок и кожаной одежды «Дамла» (www.damla.spb.ru), предлагает
всем посетителям своего сайта распечатать купон и с его помощью получить
скидку в размере 10 % на сделанную в магазине покупку.
|
Товар по льготной цене (скидки)
|
При предложении товара на его ценнике размещается предложение о снижении
обычной цены.
|
Компания "Патриарх" (www.bionica.ru)
при заказе любой модели ультразвуковой стиральной машины семейства БИОНИКА
через сеть Интернет предоставляет скидку 10 %
|
Премии (подарки)
|
Товары, предлагаемые по довольно низкой цене или бесплатно в качестве
поощрения за покупку другого товара.
|
Компания «Сивма» (digital.sivma.ru) при покупке цифровой камеры Canon
PowerShot S40 в подарок предлагает фото-штатив компании Canon
|
Призы (конкурсы, лотереи, игры)
|
В результате покупки или участия в лотерее предоставляется возможность
выиграть денежный приз, путевку на отдых или товар.
|
Сайт mags.ru предлагаем принять участие в предновогодней лотерее, проводимой
компанией Online System Group. В качестве подарка разыгрывается программное
обеспечение интернет-магазина — OSG WebShop
|
Каждый из названных приемов и инструментов стимулирования
сбыта имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при обосновании
их использования (табл. 9.3).
Таблица 9.3. Достоинства и недостатки инструментов стимулирования сбыта
Инструмент стимулирования
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Пробные образцы, демонстрационные версии и т. д.
|
Расширение представления покупателя о товаре; вовлечение новых клиентов;
ускорение процесса внедрения нового товара на рынок
|
Значительные расходы (для физических товаров)
|
Купоны
|
Хорошее восприятие потребителями; значительный эффект при стимулировании
потребления новых товаров
|
Высокие затраты; небольшой охват потребительской аудитории
|
Скидки с цены
|
Рост объема сбыта; наглядность и удобство в использовании
|
Возможно их отрицательное воздействие на престиж товарной марки; недостаточная
избирательность к потенциальным группам потребителей, что однако может
быть преодолено в Интернете при использовании специализированного программного
обеспечения
|
Премии
|
Стимулирование роста объема продаж при незначительном росте расходов
по сбыту; привлечение дополнительного контингента покупателей
|
Кратковременный эффект воздействия на потребителей вследствие ответных
действий конкурентов — недостаточно сильный стимул для постоянных
потребителей
|
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Ссылки
- Система распределения и Интернет
- Взаимодействие с индивидуальными потребителями: выводы
- Навигация пользователей в Интернете
|