И.В. Успенский
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ
Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
Глава 9. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью
в Интернете
9.3. Связи
с общественностью
Связи с общественностью наряду с рекламой и стимулированием сбыта являются
одним из важных инструментов маркетинга. Этот вид деятельности направлен на
формирование и поддержание благоприятного имиджа фирмы, на убеждение общественности
в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества.
Компания должна иметь конструктивные отношения не только с клиентами, поставщиками
и дилерами, но и с широкими слоями заинтересованной общественности, под которой
в данном случае понимается любая группа, фактически или потенциально заинтересованная
в успехах или неудачах той или иной компании либо имеющая влияние на ее деятельность.
Работа с общественностью, как и реклама, является инструментом коммуникативной
политики предприятия и базируется на принципах взаимопонимания, правдивости,
ясности, полной информированности и сотрудничества.
Связи с общественностью налаживаются и осуществляются по следующим основным
направлениям:
· формирование связей со средствами массовой информации;
· организация связей с целевыми группами;
· установление связей с государственными и общественными организациями.
Установление действенных связей с общественностью позволяет осуществлять регулярное
распространение сведений о фирме для привлечения к ней внимания, укреплять взаимоотношения
между ней и группами потребителей, регулировать процессы предпринимательской
деятельности совместно с органами власти.
Рост использования средств Интернета в качестве эффективного средства в данном
виде деятельности связан со следующими факторами:
· Интернет сегодня становится признанным средством массовой информации,
представляющим широкие слои населения и большинство традиционных СМИ, и является
средой формирования общественного мнения;
· Интернет позволяет существенно снизить затраты на связи с общественностью
за счет перенесения акцента с традиционных средств информации на сетевые. Его
преимуществом перед обычными СМИ при этом является более низкая себестоимость,
возможность обновления информации в реальном времени без каких-либо затрат на
оперативность изменений, круглосуточная доступность информации и отсутствие
пространственных ограничений на доступ к информации;
· Интернет предоставляет дополнительный набор средств связи с общественностью.
Основные решения связей с общественностью в Интернете
Решая, когда и как использовать данный инструмент, руководство должно вначале
определить коммерческие цели, выбрать виды средств связи, тщательно разработать
план и по окончании мероприятий оценить их результаты.
Связи с общественностью могут содействовать развитию следующих факторов:
· повышению уровня осведомленности — может достигаться путем публикации
материалов на собственном сайте и размещением статей в СМИ Интернета для привлечения
внимания к фирме, продукции или идее;
· укреплению доверия — наличие доверия является одним из основополагающих
факторов в среде Интернета, поскольку она не позволяет произвести реальный контакт
покупателя с торговцем по причине своей виртуальной природы. Поэтому размещение
информации на сайте и ее постоянное обновление, наличие интерактивных инструментов
взаимодействия с компанией, публикация статей на других ресурсах наряду с повышением
осведомленности общественности являются хорошими методами укрепления доверия;
· стимулированию сбыта — мероприятия по связям с общественностью
могут улучшить показатели сбыта, стимулировать работу посредников, поднять энтузиазм
дилеров компании;
· снижению затрат на стимулирование сбыта — расходы на связи с общественностью
в Интернете могут быть значительно ниже, чем аналогичные в традиционных средствах
массовой информации или расходы на организацию рекламы в Интернете; чем меньше
средств отпущено на стимулирование сбыта, тем целесообразнее использование связей
с общественностью.
К основным средствам связи с общественностью в Интернете относятся:
· публикация материалов и новостей в СМИ Интернета, на сайтах информационных
агентств и традиционных СМИ, на информационных ресурсах сетевых обозревателей,
на специализированных и тематических серверах;
· осуществление посредством Интернета взаимодействия с представителями
традиционных СМИ;
· работа с аудиторией в конференциях;
· проведение в Интернете лотерей, конкурсов и других мероприятий с их
активным освещением;
· спонсорская поддержка компаний.
Остановимся на последнем средстве более подробно.
Под спонсорством понимается деятельность фирмы, осуществляемая на принципе
взаимности — спонсор предоставляет фирме финансовые, материальные или иные
услуги, а спонсируемая фирма обязуется способствовать созданию и развитию успеха
спонсора, достижению его маркетинговых целей. В случае использования Интернета
спонсируемая фирма может оказывать спонсору следующие услуги: представлять его
материалы на своем сайте, проводить при помощи своих ресурсов рекламные кампании
в отношении спонсора и т. д. Непосредственными целями спонсора при
этом являются увеличение численности своей аудитории, повышение известности
и запоминаемости марки своей фирмы, формирование и коррекция имиджа, перенос
эмоционального отношения потребителя к сайту на свои продукты или услуги, а
также активное формирование отношений с потребителями.
От обычного размещения рекламы на web-сайте спонсорство отличается, прежде
всего, степенью интеграции и уровнем взаимодействия между издателем и спонсором.
Спонсор не только получает внимание аудитории, посещающей данный сайт, но, поддерживая
ценный для посетителей ресурс, значительно улучшает свой имидж и лояльность
по отношению к себе со стороны его постоянной аудитории.
В спонсорский пакет могут включаться:
· размещение логотипа на страницах спонсируемого сайта;
· проведение опросов, анкетирования, лотерей и конкурсов на спонсируемом
сайте;
· публикация информации о программах спонсора в ленте новостей, презентация
продуктов и услуг и т. д.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Инфраструктура Интернет-маркетинга: выводы
- Ссылки
- Получение маркетинговой информации о посетителях web-сайта
- Инфраструктура Интернет-маркетинга: вопросы для обсуждения
|