Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский
Маркетинг: Учебное пособие
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА
1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга
Спрос бывает: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный,
полноценный, чрезмерный, нерациональный.
1. Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей
к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему
рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить
негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более
активного стимулирования.
2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы
в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга - отыскать способы увязки
присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
3. Скрытый спрос - это когда многие потребители не могут удовлетворить
свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты,
более экономичные автомобили). Задача маркетинга - оценить величину потенциального
рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
4. Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины
падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания
новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п.
5. Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже
почасовой основе): - часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни.
Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса
по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения.
6. Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда
организация удовлетворена своим торговым оборотом.
Задача маркетинга - поддержать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся
потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
7. Чрезмерный спрос - это, когда уровень спроса выше, чем возможность
его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом",
- изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации.
8. Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары
и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга
- убедить таких любителей отказаться от таких привычек.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Ценообразование, ориентированное на конкурентов
- Сущность маркетинга и его роль в экономике
- Система внутренней отчетности
- Отбор целевых рынков
|