Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский
Маркетинг: Учебное пособие
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА
1.4. Особенности маркетинга в российской экономике
Возникнув в США на рубеже XIX и XX вв. как одно из направлений экономических
исследований и управленческой практики, маркетинг рассматривался в тесной связи
с рыночной капиталистической экономикой в качестве одного из важнейших элементов.
Между тем, инструменты маркетинга позволяют ему в любой экономической ситуации
выполнять функцию социального ориентирования сферы производства, услуг. В этом
смысле маркетинг соответствовал природе социалистической экономики. Это подтверждается
тем, что методы и приемы, похожие на применяемые в маркетинге, использовались
и в нашей стране при управлении экономикой (при аттестации качества продукции,
дифференциации и пересмотрах цен, разработке планов и схем размещения и развития
отрасли и предприятий, составлении производственных программ, обосновании проектирования
капитального строительства, в научно-технических разработках и т.п.). Но отсутствовала
целостная и гибкая система с методической проработкой и согласованием всех ее
элементов. Такую систему и соответствующий инструментарий дал хозяйственной
практике западный маркетинг.
Часто считают, что маркетинг может функционировать лишь при насыщенном рынке.
Это справедливо, если видеть в маркетинге только орудие конкурентной борьбы.
Однако, маркетинговая деятельность при любой степени насыщения рынка способна
корректировать поведение потребителей и производителей к их взаимной выгоде.
Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют более общий
характер и вполне приемлемы для российской экономики.
Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более
успешно, если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития
этой области знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную
специфическую деятельность, но и как философию руководства.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Краткие выводы по разделу 9
- Психологические модели
- Система маркетинговых исследований
- Разработка комплекса маркетинга
|