Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский
Маркетинг: Учебное пособие
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
9. РАЗРАБОТКА ТОВАРА
9.3.
Методы выработки новых идей и творческого решения проблем
На этапе выработки идеи изучаются источники новых идей с использованием специальных
методов выработки идеи и методов творческого решения проблем, вырабатывается
идея(сущность) проекта.
Источниками новых идей являются:
- потребители;
- товары конкурентов;
- мнение торговых работников;
- публикации правительства;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Методами выработки идей являются:
- целевые обсуждения;
- “мозговая атака”;
- инвентаризация “слабых мест”.
Методами творческого решения проблем являются:
- метод “мозговой атаки”;
- метод “мозговой атаки наоборот”;
- метод Гордона;
- метод вопросника;
- метод вмененных связей;
- метод записной книжки;
- эвристический метод;
- научный метод;
- метод стоимостного анализа;
- метод матричных структур;
- параметрический анализ и др.
Методы творческого решения проблем стимулируют творческую инициативу и позволяют
направить ее на выработку новых, нестандартных идей к решению проблем.
Метод “мозговой атаки” представляет спонтанное генерирование участниками множества
идей по поставленной проблеме. Участниками могут быть люди разных профессий,
не допускаются к обсуждению признанные авторитеты, запрещается критиковать или
высказывать отрицательные оценки.
Метод “мозговой атаки наоборот” отличается от предыдущего метода тем, что все
участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей и предлагать пути
их устранения.
Метод Гордона предусматривает изложение ведущим концепции к решению проблемы
и высказывание участниками своих идей по этому вопросу. Затем ведущий после
уточнения исходной концепции вскрывает искомую проблему, а участники высказывают
конкретные предложения и излагают свои идеи о том, как их реализовать.
Метод вопросника основан на составлении в произвольной форме перечня вопросов,
направленных на выявление возможностей улучшить конструкцию, дизайн, использование
товара по другому назначению, его перекомпоновка, уменьшение и т.п. с целью
выработки принципиально новых решений и поиска новых идей в заранее предусмотренной
области.
Метод вмененных связей включает несколько шагов по выявлению всех входящих
в проблему элементов, установлению всех взаимосвязей между этими элементами,
описанию этих взаимосвязей в структурированном виде, анализу взаимосвязей с
целью установления закономерностей и выявление новых идей, вытекающих из этих
закономерностей.
Метод записной книжки основан на фиксировании в специальной записной книжке,
блокноте или тетради всех известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой
проблемы и результатов обдумывания проблемы и возможных путей ее решения. На
основе анализа к концу месяца составляется список самых лучших идей. При коллективном
методе выработки идей все участники сдают свои собственные записи координатору,
который сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому
проводится общее обсуждение.
Эвристический метод основан на умении строить догадки, используя логические
рассуждения, интуицию и прошлый опыт и предполагает выявление всех концепций,
которые имеют отношение к изучаемому товару и выработки на их основе всех возможных
комбинаций и идей.
Научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов
и проверку на основании этих данных различных гипотез с целью выбора наилучшего
из всех допустимых решений.
Стоимостной анализ предполагает максимизацию выгоды для предпринимателя и предприятия.
Метод матричных структур представляет собой метод систематизации поиска новых
идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам
товаров, а строки - рыночным показателям этих товаров (на какой круг потребителей
рассчитан товар, где можно использовать, кто может использовать и т.п.).
Параметрический анализ предполагает два этапа: первый - идентификация параметров,
второй - творческий синтез.
Можно просто опросить потребителей о том , как они оценивают качество продукта.
Для этого пригодны простые методы: рейтинг шкалы типа “хорошо - плохо” или выстраивание
продуктов в ряд в зависимости от их качества. Метод имеет много недостатков,
однако широко используется на практике.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Краткие выводы по разделу 11
- Рынок товаров промышленного назначения
- Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга
- Товарный ассортимент и номенклатура
|