А.Н. Федоров
Маркетинговые исследования
конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2012.
Глава 5. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
5.4. Метод фокус-групп
Фокусирование относительно новый метод в маркетинговых
исследованиях. Первые фокус-группы были проведены еще во время Второй мировой
войны, когда исследовалась эффективность работы радио, фильмов и пропаганды для
армии. Широкое распространение этот метод получил лишь в 80-х годах XX
столетия.
Фокус-группа – это объединенная по некоторым критериям
малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно
сконцентрированы исследователем на определенной теме.
Этот метод имеет свои особые, специфические цели,
которые сводятся к:
1) разработке и генерации идей (например, относительно
дизайна, упаковки, разработки новых продуктов);
2) изучению и анализу разговорного словаря потребителей,
что может быть важным для составления вопросников и т.д.;
3) исследованию мотивов, запросов потребителей, их
отношения к изучаемому продукту, марке, методам его продвижения;
4) изучению эмоциональной и поведенческой реакции на
определенные виды рекламы;
5) уяснению данных, полученных при количественных исследованиях.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12
человек. Меньшая численность групп делает менее продуктивными результаты, и
ведущему приходится прилагать больше усилий для увеличения ее активности. Если
численность группы больше 12 чел., то она может распасться на подгруппы и может
завязаться ненужная дискуссия.
Состав групп рекомендуется формировать исходя из
принципов гомогенности (по возрасту, виду деятельности, семейному положению).
Это создает больше раскованности для беседы и дискуссии.
Выбор участников группы, определяется целями
проводимого исследования. При формировании и наборе участников группы
используют как денежную, так и натуральную форму оплаты труда (в виде
бесплатного предоставления товаров).
Успешность работы фокус-групп очень зависит от
эффективности деятельности ведущего. Модератор (интервьюер) должен умело
управлять поведением группы без грубого вмешательства, проявлять интерес к
позициям и комментариям участников.
При завершении работы группы в процессе анализа ее
результатов ведущий группы должен уметь:
-
перевести высказывания участников
дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой темы;
-
определить степень согласованности
их мнений;
-
определить, в какой мере
характеристики участников фокус – группы являются типичными для потребителей
изучаемого рынка;
До начала дискуссии в фокус-группе ведущий готовит
детальный план ее работы. Как и любой метод исследования метод фокус-групп
имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам, прежде всего, относится:
-
возможность генерировать новые
идеи, свободно и открыто излагать свою точку зрения;
-
возможность изучать респондентов
непосредственно;
-
групповые фокус-интервью
способствуют в сравнении с индивидуальным тому, что мысленная деятельность
стимулируется другими участниками.
Субъективная интерпретация полученных данных и
возможная нерепрезентативность являются недостатками данного метода.
Затраты на реализацию данного метода являются очень
высокими: оплачивается не только ведущий (в США зарплата ведущего равна 1500 – 2000
долларов за одну сессию), но и опрашиваемые.
Применение современных информационных технологий
расширяет диапазон использования фокус-групп, например, возможна организация
взаимодействий двух групп, проводящих сессии в разных городах.
В завершении анализа данного качественного метода
остановимся подробно на характеристиках и документах, необходимых для их проведения.
Характеристика фокус-группы обычно включает:
1) ее участников, цели, задачи, когда, где, кто
задействован в подготовке (в т.ч. модератор);
2) критерии отбора (анкета отбора участников);
3) сценарий;
4) приглашение;
5) раздаточный материал;
6) необходимое оснащение и оборудование (список и кто
обеспечивает);
7) структуру отчета;
8) план-график подготовки.
Документы, которые готовятся после проведения фокус-групп
формируются в следующей последовательности:
1) паспорт фокус-группы;
2) список участников;
3) аудио - или видеозапись (стенограмма, транскрипт);
4) технический отчет (проблема рекрутирования,
проведения, мотиваций);
5) аналитический отчет, обзор, справка или информация;
6) выводы и рекомендации.
При проведении опросов методом фокус-групп необходимо
придерживаться ряда правил. Например, при изучении «острых» социальных проблем
важно соблюдать принцип нейтральности и помнить, что профилактика ВИЧ – это проблема
здоровья общества, а не моральная проблема больного.
Язык общения с респондентами должен быть четким,
понятным и однозначно воспринимаемым.
Очень важным для успешного проведения фокус-групп
является их подготовка и разработка предварительного сценария.
Этапы подготовки фокус-группы должны отражать
следующие важные моменты:
-
определение места и времени
проведения фокус-групп;
-
обеспечение необходимого
технического оснащения;
-
выбор критериев отбора
(рекрутирования) участников;
-
отбор (рекрутирование) и
приглашение участников;
-
подготовка сценария фокус-групп;
-
подбор и подготовка ведущего
(модератора);
-
выбор методических приемов в
зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации;
-
подготовка материалов, необходимых
для использования конкретных методик;
-
обеспечение записи (аудио, видео)
фокус-группы.
Разработка рабочего сценария фокус-группы требует составления перечня вопросов (вопросника)
исходя из цели и задач исследования. После проверки этого перечня на полноту и
достаточность на его основе разрабатывается рабочий сценарий проведения фокус-группы.
Рабочий сценарий является рабочим документом для ведущего (модератора) и должен
содержать все необходимые подсказки, указания, комментарии для него. Текст
рабочего сценария должен быть максимально структурирован с использованием
различных шрифтов, выделений, размеров букв. В нем также должны содержаться отметки
о длительности различных блоков фокус-группы.
Процесс разработки сценария фокус-группы включает в себя:
1.
Перечень вопросов:
2.
что узнать?
3.
что спросить?
4.
что обсудить?
5.
Критерии оценки этого перечня:
6.
полнота, достаточность,
7.
необходимость,
8.
целесообразность,
9.
острота,
10. готовность участников дать информацию.
11. Перечень вопросов для сценария (ограниченный).
12. Логическую структуру сценария.
13. Наполнение сценария:
14. вспомогательные указания, уточняющие вопросы;
15. вступительное слово;
16. заключительным словом.
17. Обсуждение с коллегами, специалистами-экспертами.
18. Окончательный вариант сценария.
19. Пересмотр после первой фокус-группы. В случае
необходимости пересмотр после каждой фокус-группы.
Структура сценария состоит из
следующих фаз:
1-я фаза. Вступление (10…15 мин). Здесь модератор:
-
представляет себя;
-
устанавливает контакт;
-
излагает условия и правила
(добровольность, откровенность, запись, (анонимность, конфиденциальность).
Представляет каждого из участников (5 мин): по
заданному образцу участники называют себя и сообщают краткую информацию о себе
(по двум-трем позициям, определенным в сценарии, исходя из тематики дискуссии и
характеристики участников).
Таким образом, 1-я фаза является фазой «приглашения к
разговору». Ее цель – «растопить» лед недоверия и показать участникам, что их
мнение интересно, важно, и они могут его свободно высказать.
2-я фаза. Обсуждение
На этой фазе проходит основной разговор по проблеме.
Именно на этом этапе исследователь получает необходимую информацию от
участников группового интервью.
3-я фаза. Фаза «Выхода»
Основная задача на этой фазе – «вывести» участников из
разговора, «сняв» возможные негативные или эмоциональные впечатления. Здесь
необходимо «оставить» положительное впечатление и задать ряд косвенных вопросов.
В заключении обычно говорят слова благодарности;
выдаются вознаграждения, раздаточный материал и другая полезная информация.
|