Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент

Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2000

Предыдущая

4. Понятие ликвидности банка и роль центрального банка России в регулировании деятельности коммерческих банков

Понятие ЛИКВИДНОСТЬ коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами. С учетом этого в миро вой банковской теории и практике ликвидность принято понимать как «запас» или как «поток». При этом ликвидность как «запас» включает в себя определение уровня возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени путем изменения структуры активов в пользу их высоколивидных статей за счет имеющихся в этой области неиспользованных резервов.

Ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики, что предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня ликвидности (сохранять его) за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных заемных средств, повышения финансовой устойчивости банка путем роста доходов. Таким образом, каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Наряду с этим, поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка России, давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется посредством соответствующих нормативов, введенных в действие Центральным банком России в 1991 г. Они имеют следующие особенности:

во-первых, все нормативы делятся на обязательные для исполнения банками и оценочные. Оценочные нормативы детализируют, обязательные и служат для более углубленного анализа ликвидности и финансовой устойчивости банка,

во-вторых, установленные нормативы дифференцированы применительно к типу коммерческого банка. При этом Центральный банк России исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков являются более ликвидными и финансово устойчивыми, чем другие, вновь организованные банки,

в-третьих, при расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на шесть групп риска с учетом степени риска вложений средств н соответственно возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из шести групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска, который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, иди иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту или иную категорию активов банка.

В первую группу входят активы, свободные от риска. К ним, в частности, относятся:

¾   средства в кассе, которые имеют коэффициент риска 0,5%,

¾   средства, находящиеся на корреспондентском счете банка (0%),

¾   средства на резервном счете в Центральном банке России (0%).

Ко второй группе относятся активы с минимальным риском:

¾   ценные бумаги Правительства России (10%), ссуды, гарантированные Правительством России (15%),

¾   ценные бумаги местных органов власти России (20%),

¾   средства, вложенные в финансирование государственных капитальных вложений (25%),

¾   здания, сооружения и другие основные фонды (25%).

В этой группе наиболее ликвидными являются ценные бумаги Правительства России, и вероятность возможной потери средств, вложенных в эту категорию активов, составляет 10%. Менее надежным является вложение средств в ценные бумаги местных органов власти России — 20%.

В остальные группы входят активы банка с повышенным риском. Коэффициент риска при этом нарастает.

К третьей группе относятся:

¾   кредиты, предоставленные другим банкам (25%),

¾   краткосрочные ссуды, выданные банком на срок до-1 года, за вычетом ссуд, гарантированных Правительством России (30%),

¾   средства, вложенные в факторинговые операция (50%).

В четвертую группу входят:

¾   долгосрочные ссуды, выданные банком на срок более 1 года, за вычетом ссуд, гарантированных Правительством России (50%),

¾   средства, вложенные в лизинговые операции (60%).

К пятой группе относятся:

¾   ценные бумаги акционерных обществ и предприятий, приобретенные банком (70%),

¾   другие права участия в деятельности хозяйственных организаций, приобретенные банком (80%).

В шестую группу (заключительную) входят протестованные векселя и просроченная задолженность по ссудам банка с коэффициентом риска 100%, т. е. вероятность потери средств, отвлеченных в эту задолженность, считается максимальной, хотя в банковской практике процент потери кредитных ресурсов, отвлеченных в просроченную задолженность, рассчитанный к величине выданных ссуд, сравнительно незначителен.

Далее рассмотрим непосредственно экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческого банка, которые, в свою очередь, распределены на четыре группы.

Первая группа нормативы достаточности капитала коммерческого банка. Достаточность капитала определяется:

¾   минимально допустимым размером уставного капитала, при наличии которого возможна и целесообразна деятельность коммерческого банка,

¾   предельно допустимым соотношением всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом коэффициента риска.

Первоначально в 1991 г. Центральным банком России был установлен минимально допустимый размер капитала:

¾   для коммерческих банков, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ закрытого типа, — в сумме 5 млн. руб.

¾   для коммерческих банков, действующих в форме акционерных обществ открытого типа, — в сумме 25 млн. руб.,

¾   в отдельных случаях при создании коммерческих банков малыми предприятиями, кооперативами и другими подобными учредителями, а также гражданами — 0,5 млн. руб.

Однако в дальнейшем, в первую очередь в связи с активным протеканием инфляционных процессов в экономике, было признано целесообразным повысить требования к минимальному размеру уставного капитала коммерческого банка при его создании с августа 1992 г до 100 млн. руб., с марта 1994 г для банков с полным кругом совершаемых операций до 2 млрд. руб.

В дальнейшем ежеквартально размер уставного капитала должен корректироваться с тем, чтобы его минимальный уровень был эквивалентен 1 млн. ЭКЮ.

Увеличение уставного капитала было вызвано также еще одним важным обстоятельством. Дело в том, что формирование рыночных отношений в нашей стране объективно вызывает необходимость структурной перестройки экономики. Для этого целесообразна аккумуляция коммерческими банками значительных по величине кредитных ресурсов, что одновременно ведет к увеличению обязательств банков перед клиентами. В то же время уставный капитал является основным видом обеспечения этих обязательств, т. е. выполняет функцию защиты интересов вкладчиков и всех других кредиторов. Поскольку кредитование развития производства в условиях нашей экономики объективно одна из основных задач для коммерческих банков, то для успешного ее решения банки должны аккумулировать значительные по величине кредитные ресурсы и, следовательно, иметь достаточно большой уставный капитал.

Однако сама по себе абсолютная величина уставного капитала не может в полной мере характеризовать уровень достаточности этого капитала. Так, одна и та же величина уставного капитала для одного банка может быть достаточной, а для другого — нет. Поэтому в целях правильной оценки данного показателя необходимо соотносить величину уставного капитала с суммой активных операций и уровнем риска, который возникает при размещении привлеченных средств в определенные виды активов банка, чем выше уровень риска, тем большее обеспечение обязательств банка требуется в форме уставного капитала. В связи с этим вводятся относительные показатели достаточности капитала банка, к которым, в частности, относится соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска Н1:

.

В состав капитала банка входят такие основные статьи, как уставный и резервный капитал, спецфонды и нераспределенная прибыль за вычетом средств, вложенных в паи и акции предприятий, организаций, акционерных обществ, а также перечисленных предприятиям, организациям для участия в их хозяйственной деятельности.

При расчете этого норматива каждая категория активов корректируется на соответствующий коэффициент риска, и затем полученные результаты суммируются.

Максимально допустимое значение этого норматива установлено в размере 0,04. Это та минимальная доля, которую должно составлять обеспечение обязательств банка в форме его капитала по отношению к средствам, вложенным в активы на случай несвоевременного возврата части из них.

Таким образом, нормативом Н1 устанавливается ограничение на общий объем активных операций с учетом величины имеющегося на определенный период времени капитала банка. При этом банк, не выходя за пределы общей суммы активов, может варьировать величину активных операций в разрезе отдельных категорий активов. Очевидно, что банк в таких случаях объективно должен стремиться вкладывать средства в активы с минимальным риском, учитывая уровень их доходности. Поэтому для того, чтобы соблюдались определенные пропорции между видами активов и формировалась их структура, обеспечивающая необходимую ликвидность коммерческого банка, помимо обязательного норматива Н1 рекомендуются два оценочных норматива.

Значение этого норматива рекомендуется поддерживать на уровне не ниже 0,1.

Минимально допустимый уровень этого норматива рекомендуется в размере 0,15.

Вышеуказанные оценочные нормативы устанавливают ограничения для роста активов с повышенным риском в общем объеме активов, с тем чтобы ликвидность банка не снижалась. В противном случае отвлечение средств сверх допустимого уровня в активы с повышенным риском, особенно в те, где риск наибольший (группы 4—6), увеличивает вероятность несвоевременного возврата средств банку и соответственно усложняет выполнение его обязательств перед кредиторами.

Вторая группа нормативы ликвидности баланса коммерческого банка Установлены следующие три обязательных норматива, которые дифференцированы с учетом типа коммерческого банка.

1. Соотношение капитала банка и его обязательств.

.

В состав обязательств входят все привлеченные банком средства сторонних предприятий, организаций, граждан, которые учитываются в пассиве на соответствующих счетах баланса, а также 50% гарантий, выданных банком.

Минимально допустимое значение норматива Н3 установлено:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших учреждений специализированных банков, независимо от способа формирования капитала в соотношении 1 25,

¾   для других коммерческих банков, действующих в виде обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ закрытого типа, 1 20,

¾   для коммерческих банков, действующих в виде акционерных обществ открытого типа, 1 15.

Норматив Н3 показывает, в какой минимальной доле должны быть обеспечены капиталом банка в ликвидной форме обязательства банка перед вкладчиками и всеми кредиторами, но уже без учета того, в какие активы вложены привлеченные средства.

Одновременно нормативом Н3 устанавливается ограничение на общую величину средств, которые могут быть привлечены банком в качестве кредитных ресурсов, а сама эта величина ставится в зависимость от размера капитала банка. Так, например, по коммерческому банку, действующему в виде акционерного общества открытого типа, величина привлеченных со стороны средств с учетом выданных банком гарантий не может более чем в 15 раз превышать размер его капитала. Таким образом, обязательным условием увеличения объема кредитных операций банка (что ведет не только к абсолютному, но и относительному росту массы прибыли, повышению финансовой устойчивости банка) является постоянное наращивание его капитала.

Далее вводятся обязательные экономические нормативы, которые выражают собой соотношение между отдельными укрупненными элементами структуры активов и пассивов.

2 Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы обязательств банка по счетам до востребования:

.

При расчете этого показателя к активам банка в ликвидной форме относят денежные средства в кассе банка, в пути, средства на счетах хозрасчетных и нехозрасчетных предприятий и организаций банка, средства на счетах у иностранных банков, средства на корреспондентском счете банка, приобретенные банком государственные ценные бумаги, кредиты, выданные банком, и другие платежи в пользу банка, подлежащие погашению в течение ближайших 30 дней.

Необходимо обратить внимание на то, что уровень ликвидности отдельных видов этих активов различен.

В состав обязательств банка по счетам до востребования в подавляющей части входят остатки средств на расчетных/ текущих счетах предприятий, организаций, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, вклады, депозиты, межбанковские кредиты с истекающим сроком погашения до 30 дней, а также гарантии, выданные банком со сроком их исполнения в течение ближайших 30 дней.

Минимально допустимое значение норматива Н7, установлено:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших специализированных банков, 0,2.

¾   для других коммерческих банков 0,3.

Нормативом Н7 устанавливается минимально допустимый уровень обеспечения обязательств банка подлежащих выполнению в самые сжатые сроки (от нескольких дней до одного месяца), денежными средствами, помещенными в ликвидные активы. В зависимости от типа банка этот уровень составляет от 20 до 30%.

При расчете этого норматива следует учитывать, что гарантии, предусматривающие выполнение обязательств в денежной форме, могут выдаваться банком на сумму, не превышающую размер его капитала.

3 Соотношение активов банка сроком погашения свыше года и обязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательств на срок свыше года:

.

где ОД — обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства банка со сроком погашения свыше года.

Максимально допустимое значение норматива H8 установлено:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших учреждений специализированных банков и только применительно к кредитам, выданным после регистрации в качестве самостоятельного банка, 1,5,

¾   для других коммерческих банков 1,0.

Нормативом H8 устанавливается предельно допустимый уровень пропорции, который должен поддерживать банк между общей суммой ссуд, предоставленных банком, на срок более года, и кредитными ресурсами, привлеченными на срок свыше года с тем, чтобы по истечении этого срока банк всегда мог выполнять обязательства клиентов по возврату их средств за счет погашенных ссуд. В частности, например, кредиты, выданные банком на срок свыше одного года, должны быть в первую очередь полностью обеспечены кредитными ресурсами в виде привлеченных средств на срок более года, а если их недостаточно, то в оставшейся сумме собственным капиталом банка.

Помимо обязательных для исполнения экономических нормативов для регулирования активных и пассивных операций с целью поддержания необходимого уровня ликвидности, его более детального анализа и прогнозирования. Центральный банк рекомендует коммерческим банкам использовать ряд оценочных показателей ликвидности.

Первый из них характеризует соотношение суммы кредитов и суммы расчетных и текущих счетов, вкладов и депозитов:

.

Значение норматива Н4, рекомендуется поддерживать на уровне:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших специализированных банков, — не выше 1,5,

¾   для других коммерческих банков не выше 0,7.

Норматив Н4 показывает, за счет каких источников и в какой их доле участия сформирована ссудная задолженность клиентов банка с учетом приоритета в использовании тех или иных основных видов кредитных ресурсов остатков средств на расчетных и текущих счетах, срочных вкладов и депозитов, межбанковских кредитов, собственных средств банка. При этом должны приниматься во внимание сроки, на которые привлечены кредитные ресурсы, их «надежность» и «цена».

Так, например, по новым коммерческим банкам в целях обеспечения их достаточной ликвидности рекомендуется выдавать ссуды заемщикам в размере 70% от всех остатков средств на расчетных, текущих счетах, вкладов и депозитов, т. е. в таком случае кредитными ресурсами будут являться депозиты, вклады и часть относительно постоянных остатков средств на расчетных, текущих счетах. Остальная часть ресурсов приходится на собственные средства банка, а также межбанковские кредиты.

Следующий оценочный показатель представляет собой соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов:

.

Центральный банк рекомендует поддерживать значение этого показателя на уровне

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших специализированных банков, — не ниже 0,2,

¾   для других коммерческих банков — не ниже 0,5.

Этот норматив ориентирует на то, чтобы в целях поддержания постоянной готовности выполнить свои обязательства перед клиентами, в случае использования для выдачи ссуд кредитных ресурсов в виде остатков средств на расчетных, текущих счетах, вкладов и депозитов, коммерческий банк первого типа должен всегда иметь ликвидные средства, за счет которых он сможет выполнить 20% от суммы обязательств перед клиентами, относящейся к этим счетам, а банк второго типа 50%.

Третий оценочный норматив ликвидности выражает собой соотношение суммы ликвидных активов и общей суммы активов банка:

.

Значение норматива Н6 рекомендуется поддерживать на уровне:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших специализированных банков, — не ниже 0,2,

¾   для других коммерческих банков не ниже 0,5.

В соответствии с этим нормативом банку целесообразно формировать структуру активов баланса в разрезе отдельных статей таким образом, чтобы минимальный удельный вес ликвидных активов составлял в общей сумме активов от 20 до 50% в зависимости от типа банка. Очевидно, что каждый банк должен стремиться к увеличению удельного веса ликвидных активов в их структуре с тем, чтобы в полной мере выполнить свои обязательства.

К третьей группе экономических нормативов относятся минимальные размеры обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в резервном фонде кредитной системы страны, созданном в Центральном банке России и используемом им в целях проведения единой денежно-кредитной политики.

Четвертая группа экономических нормативов — максимальный размер риска на одного заемщика и дополняющие нормативы.

Этот норматив является обязательным для исполнения и выражает собой отношение совокупной суммы обязательств заемщика банку по ссудам и 50% суммы всех забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, которые предусматривают исполнение в денежной форме, к капиталу банка:

.

При расчете этого норматива совокупная сумма обязательств заемщика уменьшается на определенную долю задолженности по тем ссудам, которые имеют обеспечение, в соответствующей мере гарантирующее возврат этих ссуд. В частности, совокупная сумма обязательств заемщика уменьшается в доле задолженности по ссудам, выданным под залог государственных ценных бумаг России, в размере 90% от суммы ее остатка; по ссудам, оформленным залоговыми обязательствами под реальное материальное обеспечение, свободное от залога по другим сделкам, в размере 75%, по ссудам, по которым имеются гарантии третьих лиц с известной платежеспособностью, в том числе по ссудам, гарантированным Правительством России, — в размере 70% и др. Перечень всех видов этих ссуд и процент корректировки задолженности по ним установлены Центральным банком России.

Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе учреждений ранее действовавших специализированных банков, — в размере 1,0,

¾   для других коммерческих банков, созданных после 1990 г., — в размере 0,75,

¾   для остальных коммерческих банков, образованных в течение 1988 1989 гг., в размере 0,5.

Одновременно должно учитываться то, что размер риска банка на одного заемщика не может превышать 10% суммы активов банка.

Установление этого норматива препятствует чрезмерной ориентации банка при проведении им кредитных операций в настоящем или в будущем (при выдаче банком гарантии) на одного крупного заемщика, поскольку в этом случае при невозврате кредита в установленные сроки значительно снижается уровень ликвидности банка.

В связи с этим, чтобы не допускать подобного положения, Центральным банком России введено понятие «крупного» кредита и установлен размер его, приходящийся на одного заемщика, который равен совокупной сумме обязательств заемщика банку по ссудам и факторинговым операциям с учетом 50% сумм забалансовых обязательств (выданных банком в отношении данного заемщика), превышающей 20% капитала банка.

Каждая выдача такого «крупного» кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться с учетом коллегиального решения правления или кредитного комитета банка.

Кроме того, даже при соблюдении этих условий банк в своей деятельности по кредитованию хозорганов также не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя очень большой процент риска. В случае невозврата в установленные сроки ссуд некоторыми из этих заемщиков может наступить не только падение ликвидности, но и банкротство банка. Поэтому коммерческий банк при проведении своей кредитной политики должен ориентироваться на самый широкий круг заемщиков с учетом, конечно, их кредитоспособности и предоставлять ссуды в относительно небольших размерах.

С тем чтобы в определенной мере содействовать этому процессу. Центральный банк России установил такой порядок, при котором суммарный остаток задолженности по всем «крупным» ссудам, выданным банком с учетом забалансовых обязательств, не может превышать размер капитала банка:

¾   для коммерческих банков, созданных на основе ранее действовавших специализированных банков, — более чем в 15 раз;

¾   для коммерческих банков, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ закрытого типа, более чем в 10 раз;

¾   для других коммерческих банков, действующих в форме акционерных обществ открытого типа, более чем в 8 раз.

Одновременно Центральный банк России рекомендует, чтобы сумма всех «крупных» ссуд, выданных одному заемщику, в совокупности не превышала его собственные средства, что также объясняется необходимостью обеспечения большей гарантии возврата этих ссуд.

Расчет экономических нормативов на 1-е число каждого месяца вместе с бухгалтерским балансом, на основе данных которого он выполняется, представляется коммерческим банком в региональное Главное управление Центрального банка России. Главное управление Центрального банка России проверяет правильность составления этого расчета и соблюдение нормативов. При нарушении экономических нормативов учреждение Центрального банка дает коммерческому банку предписание об устранении этих нарушений, в случае неисполнения которого, а также непредставления соответствующей отчетности или представления недостоверной отчетности Центральный банк России применяет к коммерческому банку санкции в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с законодательством.

В частности, ЦБР предъявляет требования учредителям коммерческого банка о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка по увеличению собственных средств, восполнению утраченного капитала, изменению структуры активов и др.

Со стороны ЦБР могут применяться к коммерческому банку и такие достаточно жесткие меры экономического воздействия, как взыскание денежного штрафа, повышение нормы обязательных резервов.

При исчерпании всех возможностей экономическими методами улучшить и стабилизировать финансовое положение и ликвидность банка ЦБР ставит вопрос перед учредителями коммерческого банка о замене его руководителей и назначении временной администрации по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

4.1. Управление ликвидностью коммерческого банка
4.2. Управление пассивами
4.3. Управления активами
4.4. Управление процентной политикой КБ
4.5. Методика управления активными операциями

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление