4. Создание организационных структур как функция менеджмента
4.1. Вклад А.В.Суворова в менеджмент
Эту функцию менеджмента превосходно выразил великий полководец
А.В.Суворов: "Каждый солдат должен знать свой маневр". Не надо удивляться,
что мы цитируем генерала. Эффективность управления в армии выявляется самым
жестким образом - в борьбе с врагом. Если офицер не сумел организовать своих
подчиненных в согласованно действующую боевую единицу - он погибает вместе со
своей командой. Для обычного менеджера ситуация лучше - в крайнем случае разорится
его фирма.
Таким образом, каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему
надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленьких организациях менеджер
может сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого
человека ограничены - психологи установили, что число непосредственных подчиненных
у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если
больше - деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические
системы управления - рядовой работник действует под началом руководителя группы,
тот имеет дело с руководителем отдела. Руководитель отдела подчиняется одному
из директоров, а те - генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия
(менеджера, генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по
производству (технический директор или главный инженер), по финансам (финансовый
директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу ( директор по маркетингу,
иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник управления кадров, директор
по кадрам). Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, цехов
и иных структур.
Письменные инструкции, указывающие обязанности сотрудников
и правила действий в тех или иных случаях, также имеют целью согласованность
действий и обеспечивают единство фирмы как хозяйствующего субъекта. Организационную
структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только скелет
рукотворный - его создает и меняет главный менеджер.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Уровни изменения
- Дисконт-функция
- Маркетинговые опросы потребителей
- Методы завоевания рынка
|