Инновационный менеджмент
1.3. Пример инновации - персональный компьютер
Обсудим такое нововведение, как появление персональных компьютеров.
Чтобы понять значение этого явления, надо начать с краткой истории развития
компьютерной отрасли (согласно монографии [1]).
С 40-х годов развитие вычислительной техники шло в направлении
создания все более и более мощных компьютеров. Они занимали большие залы, потребляли
массу электроэнергии. Между пользователем и ЭВМ, как правило, стоял посредник
- программист. Для расширения доступа к ЭВМ к одному системному блоку присоединяли
несколько мониторов. В 70-х годах начались разговоры о сетях ЭВМ, об объединении
вычислительных ресурсов. Реальная ситуация была иной: даже общение с "материнской"
ЭВМ зачастую представляли трудности из-за несовершенства технического и программного
обеспечения - приходилось, сидя у монитора, долго ждать ответа на простейшие
вопросы, поскольку ресурсы центральной ЭВМ тратились в это время на работу с
другими мониторами, в основном на перекачку из ЭВМ на монитор и обратно больших
массивов данных и программного обеспечения.
Первые экземпляры персональных компьютеров появились в 1973
г. К ним вначале относились как к редким дорогостоящим игрушкам. Однако уже
в 1976 г. было продано более 20 тысяч персональных компьютеров, причем три четверти
из них купили те, кто собирался применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной
деятельности, а не только в сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось
50 тысяч персональных компьютеров, а через 5 лет - в 1982 г. - уже 5 миллионов.
Рост в 100 раз!
Фирмы, подхватившие поддержанное потребителями нововведение,
стремительно росли. Основанная в 1977 г. фирма "Apple computer" с общим капиталом
в 2500 долларов за 6 лет достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов.
Фирмы, выпускавшие большие ЭВМ, не предвидели появления и бурного
успеха персональных компьютеров и не смогли сразу перестроиться. Экономические
последствия ошибки прогноза тенденций развития компьютерной индустрии измерялись
к началу 80-х годов сотнями миллионов долларов США ущерба (фирмы "Айтел", "Ай-си-эл")
или миллиардами долларов упущенной прибыли (фирма "ИБМ"). В результате в сентябре
1980 г. одна из крупнейших компьютерных фирм "Айтел" была объявлена банкротом.
Общая сумма задолженности составляла к этому времени 1,2 миллиарда долларов.
И это при том, что с 1974 по 1978 г. валовой доход ""Айтел" вырос в 4 раза и
достиг 690 миллионов долларов США.
В 1979 г. валовой доход фирмы "ИБМ", измеренный в постоянных
ценах, впервые (за все время ее занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но
гигант устоял, перехватив инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г.
фирма "ИБМ" выпустила свой собственный персональный компьютер. И в настоящее
время в России 99% персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой
фирмой, либо фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы "ИБМ".
Другие виды компьютеров, например, семейство "Макинтошей" фирмы-первооткрывателя
персональных компьютеров "Apple computer", выглядят в России экзотикой. Связано
это с особенностями экономической истории России. Общепризнанные к настоящему
времени ошибки в технической политике отечественных товаропроизводителей в области
компьютерной техники привели к тому, что российский рынок оказался практически
полностью свободным для импортных компьютеров. Первым ворвались на этот рынок
и практически полностью захватили его фирмы, производящие совместимые с ИБМ
компьютеры. Перед "Apple computer" стоял запрет, наложенный в годы "холодной
войны". Когда запрет сняли - было уже поздно - рынок захватили конкуренты. И
"Макинтоши" с трудом отвоевали 1% рынка.
Между тем "Apple computer" выпускает больше компьютеров, чем
любая иная фирма, больше, чем даже "ИБМ". Всего 10-12% машин от мирового выпуска.
Но "ИБМ" выпускает вместе с партнерами, чья продукция совместима с персональными
компьютерами "ИБМ", а "Apple computer" - в гордом одиночестве. Поэтому, несмотря
на ряд технических и программных преимуществ продукции фирмы "Apple computer",
позиции "ИБМ" выглядят более предпочтительно. Вырваться вперед оказалось легче,
чем удержаться на первых ролях.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Подбор экспертов
- Действия при проведении изменения
- Дисконт-функция
- Темы рефератов
|